У компаний с государственным участием и естественных монополий осталось около двух месяцев для утверждения плана закупок на следующий год.
С 1 января 2012 года вступает в силу новый федеральный закон N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", который регламентирует закупки, осуществляемые госкомпаниями, субъектами естественных монополий, госкорпорациями, организациями коммунального комплекса. Соответственно руководителям данных предприятий уже сегодня необходимо задуматься, где и как будут размещаться их закупки.
Согласно новому закону компании, подпадающие под его действие, обязаны разместить на официальном сайте РФ в Интернете Положение о закупках и самостоятельно определить порядок своей закупочной деятельности. В противном случае они будут подпадать под нормы 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
По мнению экспертов, одним из ключевых преимуществ нового закона 223-ФЗ является возможность выбора любой электронной торговой площадки (ЭТП) для размещения заказа. Для этого всего лишь необходимо предусмотреть в Положении о закупках указание на выбранную для торгов ЭТП. Тогда как действующий 94-ФЗ ограничивает эту возможность пятью площадками.
Кроме того, необходимо понимать, что при размещении заказа важна не только низкая цена контракта, но и качество поставляемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг. И цель законодательного регулирования госзакупок - это не столько максимально экономное, сколько максимально эффективное использование бюджетных средств. Сама по себе низкая цена контракта не способна обеспечить экономию денег налогоплательщиков. И если работы будут выполнены недостаточно качественно или с непродолжительным гарантийным сроком, возникнет нужда вновь направлять бюджетные деньги на размещение заказа по выполнению тех же работ.
Что же касается 223-ФЗ, то за счет возможности выбора ЭТП перед компаниями открываются перспективы использования самого широкого спектра необходимых торговых процедур: запрос цен и предложений, конкурсы, квалификационный отбор, возможность подачи участниками альтернативных предложений, заключение рамочных соглашений и прочие процедуры, которые применяются на коммерческих ЭТП.
Примечательно, что сегодня многие коммерческие структуры и госкомпании, не дожидаясь вступления в силу обязательств по 223-ФЗ, уже используют электронный вид закупок, работая на существующих ЭТП. Например, Роснано, "Росатом" и другие.
Эксперты по закупкам отмечают, что помимо наличия различных торговых процедур ЭТП отличаются более высоким уровнем конкуренции между поставщиками. Для сравнения, в системе корпоративных электронных торгов среднее количество участников в торговых процедурах доходит до 10, в то время как при размещении госзаказа на аккредитованных пяти площадках количество поставщиков на один аукцион в среднем составляет 1,5-2 компании.
Логично, что руководители предприятий, нацеленные на минимизацию издержек, информационную открытость и целевое расходование средств, будут искать возможности проведения закупок в электронном виде, причем используя не аукционы, а более эффективные виды торгов. Вопрос лишь в том, насколько своевременно они подойдут к решению организационных вопросов, среди которых принятие внутреннего Положения о закупках и выбор ЭТП, что наилучшим образом отвечает стоящим перед компанией задачам.