До выборов в Государственную Думу остаются считаные недели.
В пятницу Центризбирком должен провести одну из важнейших процедур кампании - жеребьевку среди партий по распределению номеров в избирательном бюллетене. Участники выборов основательно готовятся к этой процедуре. И это при том, что повлиять на результат у них нет никакого шанса. Но символика номеров так въелась в сознание, что еще несколько дней после церемонии о ней будут говорить почти все участники, обозреватели и даже самые активные избиратели, по ходу выдумывая причины, по которым той или иной партии подходит (или не подходит) выпавший номер.
Мало кто вспомнит опыт предыдущих лет, который показывает, что серьезной добавки "удачные" номера почти не приносят.
Тем временем начинается время "ковровой бомбардировки" избирателей партийными инициативами. Почти все партии демонстрируют чудеса смысловой эквилибристики - объяснить, ради чего задумывается та или иная инициатива, они порой не в состоянии, но поскольку положение обязывает - мечут ими направо и налево. Наиболее активна тут ЛДПР. Она как всегда вне конкуренции. Разве может что-то быть оригинальнее, чем предложение Греции вступить в СНГ? Может быть, только инициатива КПРФ о возврате в документы графы "национальность". Не совсем понятно, какую проблему партия бывших интернационалистов собирается решить таким способом. Разве что, руководствуясь своей знаменитой логикой "чем хуже - тем лучше", дополнительно повысить нагрузку на бюджет - ведь для перепечатки паспортов потребуются немалые деньги.
"Содержательный" повод для пиара придумало даже "Яблоко" - в понедельник его лидер заявил, что готов возглавить правительство, если избиратель поддержит его программу. Опять же не очень понятно, как это "яблочники" собираются обеспечить технологически, но выглядит для избирателя вполне амбициозно и ярко. Хотя ничего необычного в претензии на этот пост нет - именно для получения подобных должностей партии и идут на выборы.
Очевидно, что даже оппозиционные партии понимают - не стоит особо рассчитывать на то, что избиратели станут анализировать их программы. Ответы на свои вопросы граждане будут находить и не в агитационной продукции, которой их завалят в последние дни ноября. Поэтому единственным способом напомнить о себе для партийцев остаются подобные громкие, но пустые инициативы, метко названные одним из политологов "шутихами".
Интересно будет посмотреть на новые данные социологических опросов, которые ведущие исследователи общественного мнения публикуют в четверг и пятницу. Ближе к финишу кампании прогностическая ценность их резко возрастает. В отличие от предыдущих недель они становятся все более точными и реально отражают актуальные изменения в настроениях граждан. А именно в эти октябрьские дни основная масса неопределившихся и неустойчивых в своих предпочтениях избирателей начинает искать, кому бы отдать свой голос.
Пока рейтинги всех партий стабильны. Если ничего не изменится и на этот раз, то, судя по всему, серьезных изменений позиции избирателей по отношению к большинству участников до конца кампании уже может не произойти.