26.10.2011 19:35
Экономика

На Ставрополье разрабатывают концепцию по улучшению дорог

Как будут распределяться средства регионального дорожного фонда на Ставрополье
Текст:  Светлана Емельянова (Ставропольский край)
Российская газета - Экономика Северного Кавказа: №0 (5616)
Читать на сайте RG.RU

Почти половина трасс Ставропольского края не соответствует нормативам. И хотя расходы на текущий и капитальный ремонт дорог регионального значения по сравнению с прошлым годом в субъекте выросли на 70 процентов, превысив 4,5 миллиарда рублей, - это всего лишь 11,7 процента от необходимых средств.

Деньги все же немалые (доля краевого бюджета в этой сумме составила 2,6 миллиарда рублей), но на капремонт и строительство новых магистралей нужно на порядок больше. Хроническое недофинансирование дорожной отрасли привело к тому, что две тысячи километров (47,3 процента) краевых и тысяча километров (41,6 процента) муниципальных трасс сегодня не отвечают нормативным требованиям. Такие цифры привел на совещании в правительстве региона министр дорожного хозяйства края Игорь Васильев.

По его словам, основная сеть магистралей построена полвека назад с расчетной нагрузкой в шесть тонн на ось и не способна выдерживать современные "тяжеловесы". Кроме того, пятикратно превышен лимит по межремонтным срокам. Поэтому в министерстве разрабатывают концепцию совершенствования дорожной инфраструктуры, суть которой заключается в том, что на всех направлениях каждый год в нормативное состояние будут приводить участки протяженностью 15-20 километров.

Ремонтные работы проведут в три этапа. На первом реконструируют опорную сеть края, связывающую крупные населенные пункты и обеспечивающую пассажирское движение, ввоз и вывоз продукции промышленного и сельскохозяйственного назначения. По расчетам специалистов, это обойдется почти в полтора миллиарда рублей. Министерство приступит к работе по этому направлению в 2012 году.

Следующим шагом станет ремонт вспомогательной сети, связывающей край с соседними регионами. Таких направлений 26. Последними, по плану, отремонтируют межмуниципальные трассы, ведущие к небольшим населенным пунктам. В министерстве считают, что заниматься этим должны органы местного самоуправления, которым необходимо выделить на ремонт автодорог 400 миллионов рублей.

Хроническое недофинансирование привело к тому, что две тысячи километров краевых и тысяча километров муниципальных трасс не отвечают нормативным требованиям

- Но есть существенная проблема, без решения которой реализовать программу будет затруднительно, - отметил Васильев. - Речь идет о техническом перевооружении отрасли. В первую очередь краю нужны высокопроизводительные асфальтобетонные заводы. Существующие предприятия с производительностью 20-30 тонн в час не способны обеспечить дорожным полотном крупные объекты. По нашим расчетам, требуется оборудование, обеспечивающее выпуск 120-160 тонн асфальтобетонной смеси в час. Кроме того, необходимо приобрести самопередвижные мобильные заводы для их дислокации непосредственно на объектах, что существенно снизит транспортные затраты, а следовательно, и себестоимость выпускаемой продукции.

На закупку подобного оборудования министерство запросило 200 миллионов рублей, еще 100 миллионов - на приобретение специализированной дорожной техники и 14 миллионов - на электроосвещение магистралей (сегодня 72 процента дорожной сети недостаточно электрифицировано).

Недавно краевая дума утвердила закон о региональном дорожном фонде, который начнет работать с января 2012 года. Его объем составит 6,3 миллиарда рублей. Пополняться он будет за счет подлежащих зачислению в казну региона доходов краевого бюджета от транспортного налога и акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла, а также иных доходов, предусмотренных законопроектом.

Главы муниципалитетов на совещании в правительстве края определили приоритеты распределения средств дорожного фонда на строительство и ремонт автотрасс. За основу предложили взять такие ключевые позиции, как численность населения, состояние дорог, наличие проектно-сметной документации, объем финансирования в предыдущие годы и софинансирование со стороны муниципалитетов. Предложения переданы специалистам министерства дорожного хозяйства края для анализа.

По словам губернатора Ставрополья Валерия Гаевского, поддерживать дорожную сеть в надлежащем состоянии по основным трассам пока удается большей частью на территории Кавминвод. Теперь необходимо сделать так, чтобы хорошие дороги появились во всех городах и районах края. В частности, жителям 59 малых населенных пунктов Ставрополья сложно в течение всего года добираться до автотрасс. Чтобы решить эту проблему, надо построить и реконструировать как минимум 300 с лишним километров муниципальных дорог. В этом году краевой бюджет выделил миллиард рублей на эти цели.

- К концу нынешнего года реконструируем пять межпоселковых дорог, - отметил Гаевский.

По его мнению, дорожную политику региона следует разрабатывать на два-три года вперед, а не ограничиваться лишь перспективами 2012-го.

Тем временем

Около половины дорог в Северной Осетии не соответствуют нормативным требованиям. Такие данные были приведены на заседании парламента РСО - Алания. По словам вице-спикера Азамата Хадикова, основная причина сложившейся ситуации - недостаточное финансирование, которое не превышает 20 процентов от нормативной потребности. Большая часть из выделенных в нынешнем году 150 миллионов рублей пойдет на содержание дорог, а на капитальный ремонт ничего не заложено. Между тем в капремонте и реконструкции нуждаются 180 километров трасс регионального значения и 38 километров сельских дорог. Уже принято решение о создании в республике дорожного фонда. Кроме того, профильный комитет парламента настаивает на создании местных целевых дорожных фондов.

Транспорт Ставропольский край Кубань. Северный Кавказ