26.10.2011 19:56
Экономика

Эксперты: Россия должна увеличить военное присутствие в зоне Шпицбергена

Рыбу за борт выбрасывают не только российские рыбаки, но и норвежцы
Текст:  Алексей Михайлов (Мурманск)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №0 (5616)
Читать на сайте RG.RU

Во время визита 19 октября в Мурманск заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов заявил, что норвежцы порой выбрасывают за борт до 40 процентов улова. При этом наказывают их не столь сурово, как российских рыбаков. 

Неоправданно строгий контроль со стороны береговой охраны (БОХР) Норвегии, которому подвергаются российские рыболовные суда в районе архипелага Шпицберген, обсуждался на специальной сессии Смешанной российско-норвежской комиссии (СРНК) по рыболовству. Об этом Василий Соколов сообщил журналистам на Международном семинаре российских и норвежских рыбаков, который недавно прошел в Мурманске. Напомним, за последние месяцы российские суда задерживались норвежской береговой охраной шесть раз. Инспекторы БОХР обвиняли российских рыбаков в выбросе рыбы за борт, что запрещено правилами рыболовства. Наиболее громким из этих случаев был инцидент с задержанием траулера "Сапфир-2" ("РГ" писала об этом 12 октября 2011 года).

В российском рыболовном ведомстве особо подчеркнули, что в инциденте в "Сапфиром-2" береговая охрана "нарушила элементарные правила безопасности, подвергла риску человеческие жизни и имущество". И данная проблема требует системных решений на международном уровне. Прежде всего, необходимо выработать единые правила рыболовства, которым будут неукоснительно подчиняться как российские, так и норвежские рыбаки. Сегодня же действует политика двойных стандартов. Факты свидетельствуют, что наши скандинавские соседи сами позволяют себе делать то, за что порицают российских рыбаков.

- На форумах норвежские рыбаки сообщают, что они допускают выброс рыбы за борт, - сообщил Василий Соколов. - Объем этих выбросов иногда составляет 30-40 процентов от улова. Когда в прибрежных районах Норвегии идет промысел сельди, уловы норвежских судов велики - около 500 тонн за один замет, а то и больше. Норвежские рыбаки сами обсуждали, что нужно сокращать время траления, потому что при подъеме "кошелька" с уловом из него может "вылиться" обратно в море до 100 тонн рыбы. Но я не слышал ни об одном случае, чтобы какое-либо из норвежских судов было за это арестовано.

Кстати, информация о подобных действиях норвежских рыбаков находится в открытом доступе на интернет-сайтах Норвегии. Отдельные члены экипажей траулеров свидетельствуют о том, что объемы сброса рыбы у них достигали от 30 до 45 процентов улова, и это является обычной практикой. Рыба сбрасывается за борт по двум причинам: либо ее размер оказывается меньше допустимого, либо рыба недостаточно крупна для того, чтобы при ограниченной квоте продать ее по наиболее выгодной цене. При этом, чтобы скрыть следы нарушений, перед сбросом в море рыба перемалывается в фарш - иначе она будет видна в кильватерной дорожке судна.

Вот лишь один пример. В конце октября 2010 года сайт www.fish.no обнародовал статью о незаконном сбросе рыбы в море с борта норвежского судна. Один из членов экипажа судна снял на видео, как маломерная рыба измельчается и сбрасывается в море. Эти съемки появились в Интернете. Рыбак сообщил корреспонденту Radio Lofoten, что было уничтожено около 45 процентов улова, потому что рыба была меньше минимально допустимого размера и несортовая. Кроме того, член экипажа попытался поговорить по этому поводу с капитаном. Однако это не возымело эффекта.

Факты свидетельствуют, что наши скандинавские соседи сами позволяют себе делать то, за что наказывают российских рыбаков

- Мне дали ясно понять, что если мне не нравится ситуация, то я смогу устроиться на работу только в "Рими" или "Нарвесен" (сетевые супермаркеты), а капитан позаботится, чтобы я уже никогда не получил работу в море, - цитирует журналист слова рыбака.

После появления анонимных видеозаписей норвежские экологи потребовали от полиции проведения расследования по фактам сброса рыбы, о которых свидетельствовали видеоклипы. С этой же просьбой в полицию обратилась и компания, которой принадлежит сбрасывавший рыбу в море траулер. Руководство фирмы заявило, что "это серьезные обвинения, и они противоречат нашим устоям и этическим принципам".

Позже свое жесткое отношение к нарушениям законодательства, связанным со сбросом рыбы, выразили Союз владельцев рыболовных судов (норвежское профессиональное объединение рыбаков) и Директорат по рыболовству. В своих сообщениях прессе руководители этих организаций заверили, что борьба с подобными нарушениями ведется давно, и ее эффективность постоянно повышается. Руководитель Директората по рыболовству Лив Хольменфьорд особо отметила, что норвежских рыбаков обязали вести электронный промысловый журнал, и это очень важная мера, которая позволит выявлять факты сброса рыбы без присутствия инспекторов в районе работы рыболовного судна.

Однако норвежское Общество защиты природы считает, что национальные рыболовные власти и контролирующие органы уделяют этой проблеме недостаточно внимания, хотя она является не только экологической, но и политической.

Еще один показательный пример работы норвежской береговой охраны связан с проверкой мурманского траулера "Иван Торнев" в июне 2009 года. Вначале норвежцы установили, что траулер выловил слишком много молоди трески и пикши - более 20 процентов при допустимых 15. Затем, несмотря на резкий протест норвежцев, на траулер поднялись инспекторы российского судна "Анграпа", которое также ведет контроль за соблюдением правил рыболовства. Капитан "Ивана Торнева" попросил норвежцев еще раз замерить рыбу и продемонстрировать результаты замера российским инспекторам. Неожиданно оказалось, что доля молоди уже не 20 с лишним, а лишь около 10 процентов.

До сих пор нет четкого определения, что может считаться незаконным выбросом рыбы, а что - нет. И в этом заключена одна из главных причин конфликтов между российскими рыбаками и норвежской береговой охраной. Можно ли считать незаконным выбросом случайное выпадение из трала нескольких экземпляров трески? Если да, то аресту подлежат практически все рыболовные суда без исключения, что является очевидным абсурдом. Нельзя объективно контролировать процесс, который не регламентирован. Более того, в ряде случаев без частичного выброса улова не обойтись - и не только по технологическим причинам, считает замруководителя Росрыболовства. По его мнению, если в трал попала рыба, промысел которой запрещен, то ее просто необходимо выбросить за борт, чтобы у рыбаков не было соблазна организовать ее нелегальный лов и переработку.

Однако глубинный источник проблем для российских рыбаков вовсе не в выбросах рыбы. По мнению экспертов, дело в другом: с молчаливого согласия других стран до сих пор существует 200-мильная рыбоохранная зона Шпицбергена, которую в одностороннем порядке объявила Норвегия в 1977 году вопреки международному договору 1920 года. По сей день эту зону не признает ни одно государство, кроме Финляндии. Однако сегодня эта проблема так же далека от решения, как и тридцать лет назад - норвежская береговая охрана продолжает действовать в ней по своим правилам.

Эксперты считают, что многозначительное молчание мирового сообщества по проблеме Шпицбергена фактически ставит крест на возможности выработать единые правила рыболовства в Баренцевом море. Скандинавов устраивает доминирующее положение в районе архипелага. Российские рыбаки уверены, что норвежцы используют любую возможность сохранять его как можно дольше.

А значит, выход может быть только один - усиливать присутствие России в зоне Шпицбергена, в том числе военное.

Прямая речь

Вячеслав Зиланов, Председатель Координационного совета работников рыбного хозяйства России:

- Договор между Россией и Норвегией о разграничении Баренцева моря только усугубил проблему Шпицбергена, вместо того чтобы способствовать ее разрешению. Воды, которые находятся западнее определенной договором границы, теперь фактически отданы Норвегии, в том числе и зона Шпицбергена. Судя по тому, что сегодня происходит, норвежцы восприняли этот шаг с нашей стороны как проявление слабости. Сразу несколько задержаний российских судов норвежской береговой охраной за последние четыре месяца - такого никогда еще не было.

Ейвинд Нордслеттен, Генеральный консул Норвегии в Мурманске:

- К сожалению, бывает, что рыбаки нарушают правила ведения промысла в водах норвежской юрисдикции. Это относится и к норвежским судам, в том числе относительно выброса рыбы. Но мы строго преследуем подобные действия независимо от того, допущены они нашими рыбаками или судами каких-либо иных стран. На 40-й сессии совместной российско-норвежской комиссии в Калининграде принято решение создать рабочую группу, которая будет заниматься гармонизацией правил рыболовства в российской экономической зоне и водах Норвегии, в том числе в рыбоохранной зоне Шпицбергена. Кроме того, будет конкретизировано и понятие выброса рыбы. Позиция Норвегии по поводу существования 200-мильной рыбоохранной зоны Шпицбергена остается прежней. Мы проводим в этом районе контроль, который необходим для сохранения водных биоресурсов Баренцева моря.

Ресурсы Мурманская область Северо-Запад