27.10.2011 00:30
Экономика

Цены на топливо собьет биржа - ФАС

Цены на топливо собьет биржа
Текст:  Теймур Абдуллаев
Российская газета - Столичный выпуск: №241 (5617)
Читать на сайте RG.RU

Федеральная антимонопольная служба планирует до конца года запустить единую биржевую систему торговли нефтепродуктами. Так ведомство надеется повысить конкурентоспособность на рынке и стабилизировать цены на бензин.

Об этом сообщил вчера журналистам замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. "Сейчас мы обсуждаем параметры единой торговой системы. Наша задача - сделать рынок ликвидным, для этого мы хотели бы, чтобы были соответствующие терминалы, которые могут быть привязаны ко всем биржам", - пояснил Голомолзин.

И добавил, что вопрос создания единой торговой системы для всех площадок, на которых проходит торговля нефтепродуктами, обсуждается в рамках реформы биржевой торговли нефтепродуктами. "Будут одни объемы, одни требования, унифицированные правила", - пояснил он.

При этом Голомолзин согласился с недавним заявлением вице-премьера Игоря Сечина, что объективных причин для роста цен на бензин в России пока нет. В свою очередь глава Российского топливного союза Евгений Аркуша посчитал, что цены на топливо в стране, хотя и с учетом высокой налоговой составляющей, держатся на должном уровне.

Однако эксперт признал, что при этом многие независимые автозаправки в стране и, в частности, в столице работают с убытком. "В Москве нам удалось договориться с компанией "Газпром нефть", и они перешли на прямые поставки владельцам АЗС. Таким образом, их потребность закрывается на 50-60 процентов", - уточнил Аркуша. И добавил, что рынок тем не менее остается конкурентным. Однако независимым АЗС остается сложно на нем работать. "Цены, по которым продается топливо для крупных игроков рынка и более мелких компаний, отличаются порой на несколько тысяч рублей за тонну, - объяснил Голомолзин.

Но ФАС обещает внимательно следить за ситуацией. Так, территориальными органами ведомства с начала 2011 года было возбуждено 79 дел о нарушении антимонопольного законодательства В частности, антимонопольщики планируют в ноябре определить размер штрафов в рамках третьей волны дел по нарушениям на рынке нефтепродуктов для "ЛУКОЙЛа", "Роснефти" и "Газпром нефти".

Тем не менее, несмотря на усилия регуляторов, уровень рынка по сравнению с мировыми стандартами остается в целом на довольно низком уровне, уверены эксперты. Так, например, выход готовой продукции, в частности таких светлых продуктов переработки нефти, как бензин, солярка и керосин, в нашей стране значительно ниже, чем в других развитых государствах, пояснил "РГ" президент Союза нефтегазовых промышленников РФ Геннадий Шмаль. Получается, что в США из одной тонны сырой нефти получают порядка 420 литров бензина. А российские НПЗ из такого же количества производят всего лишь 120 литров. И в этом он видит одну из основных причин торможения развития рынка бензинов в России.

Оптимальным выходом Геннадий Шмаль назвал строительство новых, современных НПЗ, благодаря которым не только повысится качество топлива, будет решен вопрос с поставками бензина на внутренний рынок, но и появятся новые рабочие места. При этом, отметил эксперт, строить нужно в тех местах, где ощущается нехватка топлива. А пока получается, что около половины НПЗ в стране сосредоточено на берегу Волги, уточнил Геннадий Шмаль.

Нефть и газ Товары и цены ФАС