Шесть лет страна ждала этого события, замирая от скандалов и противоречивой информации, доносившейся с главной стройплощадки Москвы. Но Большой театр выдержал эту долгую и мучительную эпопею и сегодня вечером откроет свои двери для публики. Правда, первыми, как выяснилось, в Большой театр войдут не меломаны, а государственные и протокольные гости из разных стран - список участников торжественной церемонии открытия утвержден поименно.
На первый спектакль в историческом здании Большого театра - премьеру "Руслана и Людмилы" Глинки 2 ноября рядовой публике так же вряд ли удастся попасть. Зато прямые трансляции из Большого театра премьеры "Руслана" и "Спящей красавицы" 18 ноября увидят в кинотеатрах по всему миру. Кроме России. Представители отечественного кинобизнеса, по словам генерального директора Большого тетра Анатолия Иксанова, пока не желают участвовать в таких проектах. Но для своих поклонников Большой театр подготовил отдельный сюрприз: в ближайшее время здесь начнут проводить экскурсионные туры по залам и закулисью, являющиеся обычной частью жизни исторических сцен во всем мире.
Большой ансамбль
Отдел культуры "Российской газеты" стал одним из первых, кто прошел вместе с главой пресс-службы Большого театра Катериной Новиковой по отреставрированным и новым пространствам Большого театра. Оказалось, что за годы реконструкции площадь исторического здания театра увеличилась в два раза, а сам Большой театр представляет уже не конкретное здание, а целый комплекс владений, панорамный вид на которые открывается с высоты прозрачного стеклянного мостика, соединяющего теперь на уровне третьего этажа исторический корпус со Вспомогательным и Новой сценой. В ансамбль Большого театра вошел также старинный Дом Хомякова - памятник архитектуры, переданный театру и приспособленный под репетиционные помещения для хора, оркестра и балета. Парадоксально, но, по словам руководителя оперной труппы Большого театра Маквалы Касрашвили, за всю 236-летнюю историю Большого театра у его знаменитого хора, где поет сегодня 110 человек, никогда не было собственного зала для репетиций.
Маквала Касрашвили: Я 46-й сезон пою в Большом театре, и естественно, хорошо знаю, каким театр был до реставрации. Теперь у солистов оперы появилось чуть ли не в три раза больше артистических и репетиционных комнат с роялями. Но главное, что совершенно особая аура Большого театра, на сцене которого выступали все выдающиеся отечественные певцы, никуда не исчезла, только стало все ярче и светлее.
Балетные радости
Больше всего новых помещений появилось у балетной труппы, насчитывающей сегодня 220 человек. Помимо дополнительных репетиционных залов, где каждый день с 10 до 11 и с 11 до 12 утра проходят балетные классы, в историческом здании появился новый балетный зал №1 с наклонным полом, а также отделали Верхнюю сцену, дублирующую формат исторической и даже имеющую собственную оркестровую яму. Когда-то верхнее помещение под куполом театра использовали под росписи декораций, но в советские времена знаменитый театральный художник Федор Федоровский, автор золотого гербового занавеса, настоял, чтобы Большому театру выделили отдельное помещение для декорационных мастерских. С тех пор, артисты Большого все свои спектакли репетировали под потолком. Сейчас эту Верхнюю сцену отделали деревом, поставили ряды сидений для хора. Юрий Григорович проводит здесь уже репетиции "Спящей красавицы".
Художественный руководитель балетной труппы Большого театра Сергей Филин рассказывает: "Результатам реставрации исторической части театра можно аплодировать. Но для артистов важно и то, что мы получили новые залы, сделанные по последним технологиям, с хорошими полами. В артистических гримерках появились наконец удобства. Я помню, как пришел в театр 21 год назад, и на пять гримуборных для ведущих танцовщиков был один душ. А в комнате для кордебалета - такое окно, что его приходилось зимой закрывать одеялами, иначе мороз проникал с улицы. Теперь в каждой гримерке есть душ, диван, фортепиано. Кстати, во многих, даже крупных театрах мира о таком комфорте даже не мечтают: стоят в помещении металлические шкафчики по кругу. Пришел, открыл шкафчик, повесил одежду, закрыл на ключик, и все".
Анатолий Иксанов: Мы в каждой гримерке повесили тетрадки, чтобы каждый артист мог написать свои пожелания. И меня удивило, что чаще всего просили на стены крючки повесить. Есть шкафы с плечиками, но почему-то всем хочется крючков на стене.
Прыжок в будущее
Когда Большой театр встал на реконструкцию и реставрацию, опустился железный занавес (не идеологический, а настоящий - пожарный), разделив все пространство театра на две части. Все, что оказалось за железным занавесом, включая арьер-сцену, было снесено и превратилось в яму. А по эту сторону занавеса началась подробнейшая и названная уже экспертами ЮНЕСКО уникальной реставрация/реконструкция зрительской части. Здание Большого театра просто спасли, потому что на момент закрытия в нем было 13 силовых трещин, рассекавших стены от пола до потолка, и держалось здание, по словам Анатолия Иксанова, чуть ли не на электропроводке. Теперь на месте огромной ямы появилось новое пространство сцены и арьерсцены. Причем, последняя вмещает два огромных павильона, где можно репетировать с оркестром. Появилась в театре и накатная фура с балетным полом. Большой театр - репертуарный, здесь ежевечерне чередуются балет и опера. И в таком режиме необходимо иметь специальный балетный пол, который можно легко выкатывать.
Катерина Новикова: Конечно, балетные люди в XIX веке спокойно танцевали на деревянном полу, и никто не жаловался. Но теперь-то все знают, что есть специальное покрытие, и никто не хочет ноги ломать.
Иксанов: Одна из главных задач реконструкции была связана с новыми технологиями. Перед закрытием в 2005 году в трюме Большого театра стояли редукторы "Сименсы" 1905 года. Мы отставали от Европы на 100 лет. Во время реконструкции конкурс на сценическое оборудование выиграла серьезная немецкая компания "Бош Рексрот", не только знающая театральные технологии, но и имеющая собственные заводы по гидравлике, по перемещению сцен. Прогресс, конечно, не остановить, и завтра у кого-то будет лучше. Но на сегодняшний день - нам равных нет. Теперь благодаря новым техническим возможностям света, двигающихся площадок, накатов, наездов, целого комплекса компьютеризации, мы можем смело приглашать лучшие театральные дома мира - Ла Скала, Ковент-Гарден, Парижскую, Венскую, Рижскую оперы. И для нас это одна из новых миссий - знакомить российскую публику с достижениями лучших музыкальных театров мира.
Торжество истории
Зрительскую часть Большого театра в результате реставрации, выполнявшейся по всем научным канонам, превратили в пространство музейной красоты, вернув в театр роскошь императорской эпохи. Известно, что первоначальный декор здания, выстроенного на Театральной площади Альбертом Кавосом 155 лет назад, был практически утрачен в течение ХХ века. Зато теперь, прямо от входного фойе можно начинать созерцать воссозданные исторические интерьеры - венецианскую напольную мозаику, мерцающие хрусталем канделябры, старинное французское зеркало, в которое смотрелись много поколений прекрасных дам. Во всех залах анфилады, открывшейся теперь для прогулок публики, восстановили живописную роспись на потолках, закрашенную прежде унылым бело-серым цветом, паркет по старым чертежам, уникальные настенные гобелены. В дореволюционную эпоху в Большом театре проходили коронационные торжества трех императоров - Александра II, Александра III и Николая II. Прямым "приветом" из той эпохи служит Круглый зал, или Малое императорское фойе, где восстановили малиновый интерьер 1895 года. По сути, этот зал - акустический аттракцион: в месте, где стоял император, он мог говорить, не повышая голоса, и подданные его прекрасно слышали. А став по углам, сколько бы народу не находилось в центре зала, можно было шептаться и отлично слышать друг друга с противоположных сторон. Бывший Бетховенский зал - самый красивый, декорированный старинной машинной французской вышивкой - шерсть на шелке. В советские годы вышитые на гобеленах символы двуглавого орла вырезали ножницами и заделали цветами. Сейчас орлов выткали заново. Теперь в театре беспокоятся, как сделать, чтобы публика не трогала руками вышивку, не портила дорогое полотно. Писать "запрещено" не хочется. А как раз за дверями бывшего Бетховенского зала начинается охраняемая зона ФСО.
Катерина Новикова: Майя Плисецкая вспоминает, что когда в театр приходил Иосиф Виссарионович (а он искренне любил Большой театр и часто здесь бывал), то она, танцуя роли Одетты и Одиллии, должна была за лифом хранить пропуск, потому что при выходе на сцену его могли и спросить.
Подземная музыка
Новый подземный музыкальный зал, которому передали почетное имя Бетховенский, появился в Большом театре в результате работы с зыбкими фундаментами здания, представлявшими собой, как выяснилось по ходу реконструкции, сгнившие деревянные сваи. Почва под театром всегда была болотистой. По воспоминаниям современников, когда первое историческое здание Большого театра XVIII века сгорело в 1805 году, на обгоревших руинах все двадцать лет, до появления следующего театрального здания архитектора Бове, громко пели лягушки. Во время нынешней реконструкции подземные воды оказались главным препятствием для укрепления фундамента, и копать до уровня твердой почвы пришлось на глубину в двадцать метров. В результате под Большим театром и Театральной площадью появилось уникальное подземное пространство в шесть уровней. На одном из таких этажей, под самым фонтаном на Театральной площади, находится теперь концертный зал-трансформер, состоящий из пяти подвижных площадок. В конструкции зала используются уникальные технологии, двигающие платформы: зал может собираться в амфитеатр, в плоский уровень. Раздвигающийся по кругу акустический занавес, надежно изолирует зал от внешних шумов, позволяя писать СD. Над акустикой Камерного зала работала та же немецкая компания, что и на исторической сцене - "Мюллер ББМ".
Иксанов: В ноябре в течение двух уикендов мы будет отлаживать акустику этого зала, и участок Замоскворецкой линии метро будет закрываться. Здесь должна быть идеальная тишина, а пока все-таки есть вибрация, не заметная на слух, но чувствительная для звукозаписывающей аппаратуры. Камерный зал должен стать второй после Дома звукозаписи московской студией, где будут записываться российские коллективы.
Музыкальная шкатулка
Самым серьезным пунктом реставрации Большого театра было восстановление утраченной в ХХ веке уникальной акустики зала. Когда театр был построен в 1856 году Альбертом Кавосом, он был признан лучшим в мире по акустике, его сравнивали с огромной музыкальной шкатулкой. Кавос был сыном придворного композитора и отлично понимал значение акустики для музыкального театра. Он спроектировал форму зала и сцены, повторяющую контур скрипки, стены были сделаны из акустической ели, а пустое пространство под полом служило акустической "подушкой". Но в 30-е годы ХХ века при строительстве метрополитена, чтобы укрепить здание театра, в пустоту "подушки" закачали бетон и уничтожили феноменальную акустику зала. Разрушать ее продолжали и после войны, восстанавливая здание, в которое попала бомба: заливали поврежденные детали декора, чем было - гипсом, пенопластом. Теперь эти детали снова сделали из папье-маше. Восстановили и первоначальный наклон зала, и воздушную подушку под полом. И, как говорят уже между собой артисты, бояться надо скорее не того, что певцов будет не слышно, а того, что на сцене даже в балете будет слышен каждый шепот.
Маквала Касрашвили: Солисты оперы очень волновались, какая будет акустика. И когда они впервые вышли на сцену во время проверки экспертами, разочарованы не были. Конечно, окончательно все будет ясно при полном зале, но для певца так же важно, чтобы на сцене было удобно петь. Например, во многих театрах, где я пела, звук в разных точках сцены неравномерный. Исключение - Метрополитен и Ковент-Гарден. А в Ла Скала надо знать точки, откуда хорошо летит звук.
Иксанов: По акустике я пригласил независимых экспертов через ЮНЕСКО, чтобы не было разговоров, нам нравится - не нравится. Приехали с аппаратурой независимые акустики из Италии, Германии и работали здесь долгое время. Делали замеры отдельно для групп оркестра, целиком, отдельно для солистов. В результате они аплодировали акустике. Точно так же пригласили независимых экспертов по реставрации. И они восторгались русской школой реставрации.
Аполлон и музы
Аполлонов в Большом театре два. Один взнуздывает квадригу лошадей над входным портиком Большого театра. Второй - покровительствует музам, нарисованным на деревянном плафоне, украшенном французской хрустальной люстрой, в зрительном зале. Среди муз Аполлона - одна нетрадиционная, которой не было в Древней Греции, зато она есть в Большом театре - муза Живописи, изображенная с кисточкой и красками в руках. Ее вместо музы Полигимнии еще в ХIХ нарисовал на плафоне академик Алексей Титов. В советские времена было несколько проектов заменить аполлонический сюжет плафона на картину торжества советских республик. Но Игорь Грабарь с товарищами смогли после войны сохранить "титовский" плафон. Во время нынешней реставрации муз аккуратно вырезали, а после ремонта плафона вернули на прежнее место. На реставрации Большого театра возродилась целая школа позолотчиков. Людей, которые владеют русской техникой золочения на полимент, остались единицы. Их собирали по всей стране, и они не только позолотили сусальным золотом всю лепнину зала, все орнаменты, завитки и ангелов, но и обучили редкому искусству молодых реставраторов. Теперь в эту сияющую красоту будут перенесены в первую очередь те спектакли, которые с трудом приспосабливали свою роскошь под более демократический формат Новой сцены.
Филин: Когда я впервые вошел в партер, я не мог поверить, что все это происходит со мной! Такая красота! Конечно, главной работой нынешнего сезона будет для нас перенос больших балетных спектаклей с грандиозным оформлением на историческую сцену. Это "Лебединое озеро", "Корсар", "Спартак", "Дочь фараона", "Жизель", "Щелкунчик". Я убежден, что на исторической сцене должны идти шедевры мировой хореографии и лучшие спектакли Большого театра. А на Новой будет свой интересный репертуар. В том числе, и балет для детей "Мойдодыр" Ефима Подгайца, победивший в конкурсе Большого театра на детскую партитуру. И многие наши танцовщики уже
Касрашвили: Оперная труппа в этом сезоне вернет на историческую сцену три спектакля: "Борис Годунов", "Огненный ангел" Прокофьева и "Турандот". А первая премьера состоится через несколько дней - "Руслан и Людмила". Потом появится никогда на ставившаяся в России опера Рихарда Штрауса "Кавалер розы" (3 апреля) и в конце июня - "Чародейка" Чайковского. Мы будем и на исторической сцене продолжать практику приглашения певцов - российских и зарубежных, для участия в наших спектаклях, а также развивать Молодежную программу, которая нам уже дала талантливых новых солистов.
Кто придет в Большой театр?
В Большом театре всегда была взыскательная публика - особенная, просвещенная. Эта публика приходила сюда почти каждый вечер, не пропуская ни одного выступления своих кумиров. И знаменитые истории из жизни фанатов - "сыров" Большого театра, поклонниц Лемешева и Козловского, Плисецкой или Улановой, которые до сих пор хранят в памяти каждую спетую фразу или жест своих кумиров, стали сегодня такой же страницей истории Большого театра, как и его искусство. Как формировалась эта ни с кем не сравнимая публика Большого театра?
Людмила Жумаева, профессор, зав. кафедрой иностранных языков Московского Государственного университета культуры и искусств: Прежде, чем я научилась в детстве читать, я уже знала имена Ивана Козловского и Сергея Лемешева. В послевоенное время по радио постоянно передавали классическую музыку, а в доме у нас было радио в виде блина, которое было всегда включено. И я, даже не понимая смысла фразы "Сердце красавицы склонно к измене", пела ее наизусть. Впервые мама привела меня, еще дошкольницу, в Большой театр на "Евгения Онегина", и это было настоящим чудом, потому что Ленского в спектакле пел Лемешев! С тех пор я ходила в Большой театр постоянно, застала всю его "золотую эпоху", слушала Галину Вишневскую, Ирину Архипову с Марио Дель Монако в "Кармен", Козловского в Юродивом, видела гастроли Ла Скала, не пропускала ни одного спектакля с участием Еленой Образцовой. Позже судьба подарила мне дружбу с Иваном Семеновичем Козловским. Вообще, все, что связано с Большим театром, было для всех нас праздником и какой-то вершиной искусства. Мне не хочется верить, что все это в прошлом. Я очень рада, что Большой театр открывается, что он стал таким красивым внутри. И мне хочется пожелать ему, чтобы все, что происходит на его великой сцене, всегда несло в себе внутреннюю красоту содержания и талант исполнителей.
Итак, сегодня в Большом театре взлетит занавес - новый, вытканный в Италии по тем же технологиям и ровно с таким же количеством золота. Только вместо серпа и молота теперь там будет российский герб. И все надеются, что на новом витке истории, которая начнется с сегодняшнего дня в его великолепных стенах, Большой театр будет не только удерживать вершины своего искусства, но и сохранит свою публику, которой исполнилось уже 236 лет. Занавес пошел!
Тем временем
Попасть на открытие Большого театра можно будет только по специальным приглашениям. В Интернете появлялись сведения о продаже билетов, однако в театре эту информацию опровергли.
На YouTube пройдет прямая трансляция гала-концерта, посвященного открытию. Трансляция будет доступна бесплатно зрителям из 36 стран. Кроме россиян, за концертом смогут наблюдать жители Северной, Южной и Центральной Америки. Зрители также смогут размещать на сайте ГАБТа свои видеопоздравления. Открытие Большого театра также покажут в эфире телеканалов "Россия1" и "Культура".
Гала-концерт будет транслироваться на экранах, расположенных на площади перед Большим театром. Во время трансляции полиция не планирует наглухо перекрывать метро и сквозные проезды. Тем не менее меры безопасности будут усилены, так как на открытие приедут первые лица страны. В связи с этим основной подъезд к Большому перекроют на некоторое время для проезда на открытие приглашенных гостей. В остальном меры безопасности будут стандартными и не должны создать неудобств для жителей и гостей столицы.