14 детдомов в этом году закрылись в Москве. Они расформированы, поскольку у 2143 их воспитанников появилась семья.
Можно ли устроить каждого ребенка, оставшегося без опеки и попечительства? В этом попытался разобраться корреспондент "РГ".
Семьи разные нужны
На 1 января 2011 года в Москве насчитывалось 41 сиротское учреждение, из которых 14 закрылись, после того как начала действовать комплексная программа по преодолению сиротства.
"Раньше судьбой сирот у нас кто только не занимался, - рассказала корреспонденту "РГ" первый зам руководителя департамента семейной и молодежной политики Татьяна Неверова. - Департаменты образования и здравоохранения, социальной защиты и жилищной политики, культуры и труда и занятости. Добавим сюда муниципалитеты, у которых сегодня более 60 полномочий в сфере защиты прав детства. Действовали они разобщенно.
Ситуация в корне начала меняться после того, как в 2008 году вступил в силу закон Москвы о передаче отдельных полномочий в сфере опеки и попечительства. В соответствии с ним наш департамент, с одной стороны, теперь осуществляет госконтроль в отношении несовершеннолетних, с другой - координирует работу всех ведомств.
Только с начала года москвичи приняли в свои семьи 1416 сирот. А всего на 1 октября в городе создано 13 304 замещающих семьи. Тем, кто принимает решение взять на себя заботу о чужом малыше, важно помочь не ошибиться. Разобраться в себе, что толкает вас на это, теперь помогают школы приемных родителей. Их в столице 28. Созданы они при Московской службе психологической помощи населению, детдомах и других учреждениях. Вместе с будущими усыновителями специалисты трезво оценивают, готова ли семья к такому поступку.
И все-таки в детдомах и интернатах остаются дети, которых, скорее всего, никогда не усыновят. Одних потому, что они большие, других из-за плохой наследственности.
"Но и этим ребятам нужны взрослые наставники, взрослые друзья, - говорит заммэра по социальной политике Людмила Швецова. - Потому мы поддерживаем все виды семей - и опекунские, в которые в случае беды с родителями малыша берут под свое крыло родственники, и приемные, где воспитание ребенка из детдома считается работой, и патронатные, в которые детей берут лишь на выходные, в отпуск".
Так, 92 ребенка, у которых еще недавно жизнь ограничивалась казенными стенами, имеют патронатных родителей. В 15 раз выросло число приемных семей - их сегодня 532. Всем им город оказывает материальную поддержку. Власти уверены: каждая семья может быть опорой для сироты.
Встречаем трудности не в одиночку
Проблем, которые встречаются у приемных родителей, конечно же, немало. Хорошо то, что преодолевают они их не в одиночку.
- У нас организовано сопровождение замещающей семьи, - продолжает Татьяна Неверова. - Раньше этим занимались лишь детдома. Теперь мы проводим отбор медицинских, образовательных и других организаций, которые способны ненавязчиво сопровождать сироту по жизни. Оплату этой госуслуги с их стороны взял на себя городской бюджет. Расценки еще не утверждены, но ориентировочно могу сказать: за сопровождение 5-8 семей организация будет получать 20-25 тысяч рублей в месяц.
Появилось в Москве и еще одно совершенно новое понятие - постинтернатный патронат. Он рассчитан на сироту, закончившего школу и достигшего 18-летия. Формально он взрослый, а по сути оказывается нередко беспомощным ребенком. В столице и прежде среди детдомовских педагогов было немало таких, кто не терял из виду своих выпускников.
Взять хотя бы Сергея Георгиевича Альбертова, директора социального приюта. Почти все его выпускники поступают в вузы или колледжи. Окончив их, многие возвращаются на работу к нему же. Рабочих мест в приюте много - тепличное хозяйство, швейная мастерская, типография, авторемонт. Не случайно именно Альбертов одним из первых подписал договоры на постинтернатное сопровождение. Теперь их будут заключать с каждым из ребят при выходе их в большую жизнь.
У кого учится столица
Но где гарантия, что детдома будут стараться найти новую семью каждому сироте? Ведь чем меньше у них будет воспитанников, тем меньше финансирование! Москвичей заинтересовал опыт Калининграда, где средства, положенные на ребенка, при его передаче в семью не изымают из бюджета учреждения, оставляют на детей и на зарплаты сотрудникам. Татьяна Неверова надеется, что после командировки в Калининград этот опыт может быть адаптирован и к Москве.
С начала этого года опять выявлено 1887 детей, оставшихся без попечения родителей. Как и по всей стране, большинство - сироты при живых родителях. И вот уже в региональном банке данных на 1 октября снова состоят на учете 4266 детей. Но власти это не пугает.
"У нас не самые плохие интернатные учреждения, - сказал на прошлой неделе, вручая ключи от квартир выпускникам детдомов, достигшим 18-летия ( в Москве это традиция) мэр Собянин. - Но семья все-таки лучше. Будем стараться найти ее каждому сироте".
Кстати
Скоро в Москве появится банк данных, с помощью которого можно будет проследить за судьбой каждого выпускника детдома: когда окончил, служил ли в армии, как трудоустроился или поступил на учебу.