27.10.2011 00:15
Спорт

Борис Колчин: Приглашение от "Динамо" я принял практически без раздумий

Известный специалист мужского волейбола теперь работает с прекрасным полом
Текст:  Илья Трисвятский
Российская газета - Столичный выпуск: №241 (5617)
Читать на сайте RG.RU

Неожиданный поворот произошел в тренерской карьере известного специалиста Бориса Колчина перед началом сезона: он принял волейболисток столичного "Динамо", хотя раньше с женщинами никогда не работал.

С именем Бориса Колчина связаны самые высокие достижения на международной арене двух наших мужских клубов. Во время его работы в тандеме с Геннадием Шипулиным "Локомотиве-Белогорье" дважды побеждал в Лиге чемпионов, а новоуренгойский "Факел" Колчин привел к завоеванию Кубка ЕКВ.

Корреспондент "РГ" во время паузы в чемпионате России расспросил известного специалиста о том, как он себя чувствует в новом качестве.

Российская газета: Вы уже провели с "Динамо" ряд официальных матчей. По тренерским ощущениям, в чем основная разница между мужским и женским волейболом?

Борис Колчин: Отработано совсем немного, делать обобщающие выводы еще рановато. Естественно, вид спорта один: сетка, мяч, шесть человек на площадке. Не буду долго повторять то, о чем говорил раньше: скорость игры, быстрота перемещений, сила подачи, мощь удара - разные. Ключевой момент: у женщин розыгрыш мяча более длительный, поэтому главное требование к девушкам - не терять концентрации. Сейчас, когда веду игру, то постоянно стою. В мужском волейболе, почувствовав общую обстановку, я после первого технического перерыва мог сидеть. Здесь же у меня постоянное ощущение, что я сам участвую в игре, нахожусь в прямоугольнике площадки. Уже достиг в "Динамо" того, чего просил от девчонок в начале сезона: реакции на меня во время игр. Чтобы по ходу матча они посматривали на меня, кивком головы давали знать, что слышат.

РГ: А как вам отсутствие четкой градации в амплуа? У мужчин блокирующий не может быть одновременно и принимающим, как, например, Юля Морозова...

Колчин: Действительно, у женщин смена амплуа более широко распространена, нет однобокости. Универсальность всегда приветствуется. Например, в первые рабочие дни Аню Макарову я поставил в диагональ, она спокойно справлялась с этой обязанностью. Потом мы с ней поговорили, и она сказала, что больше тяготеет к позиции доигровщицы. Что касается возможности безболезненно менять амплуа, думаю, здесь заслуга детских тренеров. По своей работе с ребятами я знаю, как уже в 12-13 лет им жестко определяли специализацию. Это неправильно. Вспоминаю свою карьеру: в рижский "Радиотехник" я пришел связующим, затем был доигровщиком, блокирующим. Уехал в Италию - снова в доигровке. Спасибо первому тренеру.

РГ: А чисто по-человечески, комфортно чувствуете себя в качестве наставника представительниц прекрасного пола?

Колчин: В мужской команде мы старались в автобус женщин не брать (смеется). Есть такое суеверие. Сейчас у нас коллектив смешанный: тренеры, медперсонал - мужчины, игроки - женщины. Обстановка, мне кажется, более интеллигентная.

РГ: Трудно работать, когда сезон сборных накладывается на клубный сезон?

Колчин: В национальную команду для подготовки к олимпийской переквалификации мы делегировали пять человек, Ева Янева уехала в сборную Болгарии. Поэтому в Хорватию на сбор поехали восемь человек. Даже двустороннюю игру не проведешь. Во время паузы в чемпионате была возможность принять участие в московском турнире клубов Суперлиги, но нам элементарно не хватило людей. Ну и, конечно, подготовка к сезону была скомканной. В принципе это сложности любого клуба топ-уровня. Направляя игроков в сборную, мы поднимаем престиж своей команды, хотя неизбежно в чем-то теряем.

РГ: В "Динамо" жесткие требования к результатам. Были примеры, когда одно-два поражения в ключевых матчах приводили к отставке тренера. Не смущает?

Колчин: Я надеюсь, оценка моей работы будет объективной. Главное - обстановка в коллективе. На сегодняшний день она меня полностью удовлетворяет. Московское "Динамо" - это серьезный бренд, мы обязаны бороться за самые высокие места во всех турнирах, в которых участвуем. Я это прекрасно понимаю.

РГ: Вы не стали выдвигаться на пост главного тренера женской сборной. Еще рано?

Колчин: Где-то я с удовольствием прочитал, что моя фамилия упоминалась в списке потенциальных кандидатов на вакантный пост. Я тоже амбициозный человек, но мне объективно не хватает пары лет, чтобы адаптироваться в женском волейболе.

РГ: Долгой была творческая пауза после ухода из новоуренгойского "Факела?

Колчин: В декабре прошлого года я освободился, в январе получил приглашение от мужской эстонской сборной, весной - от руководителей столичного "Динамо". Причем они очень корректно и демократично отнеслись к тому, что у меня есть краткосрочные обязательства перед эстонцами. Приглашение от "Динамо" я принимал практически без раздумий. Приятно оказаться в этой команде с амбициями и славными традициями.

РГ: Давайте внесем ясность. Из "Факела" вы уходили сами или это была отставка?

Колчин: Я ушел сам. Первые три года моей работы в Новом Уренгое это был монолитный коллектив, который мог решать любые спортивные задачи. Но когда складываются коалиции, то работать становится сложно. Все, кто меня знает и верит мне, понимали - ситуация была критической.

Волейбол