27.10.2011 00:28
Происшествия

Нотариус, полицейский и чиновники украли сотню квартир

Нотариус, полицейский и чиновники украли сотню квартир
Текст:  Наталья Козлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №241 (5617)
Читать на сайте RG.RU

Главное следственное управление СК РФ по Москве закончило дело бывшего нотариуса Игоря Когатько, сына экс-командующего Железнодорожными войсками России генерал-полковника Григория Когатько.

По утверждению следствия, нотариус был членом опасной банды, в которую входили другие столичные нотариусы, адвокаты и сотрудник МУРа.

Все эти люди массово подделывали завещания, договоры ренты и купли-продажи. В итоге сто московских объектов недвижимости поменяли хозяев.

Как рассказала корреспонденту "РГ" представитель Главного следственного управления СКР по Москве Виктория Цыпленкова, с 2007 по 2010 год нотариус Когатько, адвокат Николай Никонов и оперуполномоченный ГУ МВД России по Москве Юрий Егоров украли девять квартир общей стоимостью больше 85 миллионов рублей.

В основном в поле зрения обвиняемых попадали квартиры в элитных районах столицы: в доме на Новинском бульваре, Большом Патриаршем переулке и других. Рыночная стоимость одной такой квартиры превышает 20 миллионов рублей.

Расследование уголовного дела шло трудно, потому что в 2009 году Когатько инсценировал ограбление нотариальной конторы, в результате которого исчезли реестры и другие важные для следствия документы.

Уголовное дело против Когатько выделено в отдельное производство, потому что нотариус заключил соглашение со следствием. Он признал вину. На его имущество наложен арест. Но следствие продолжается по другим фигурантам, потому что есть информация, что они причастны еще ко многим похожим преступлениям.

Фигурантами дела считаются больше десятка юристов, нотариусов, риелторов, сотрудников правоохранительных органов и Центров социального обслуживания Москвы.

Все началось в прошлом году. В органы пришли знакомые 80-летней женщины, жившей в хорошей квартире в центре. Дама завещала знакомым квартиру, а потом исчезла. Когда пропавшую суд признал умершей, всплыло второе завещание. По нему женщина оставила жилье приезжей.

Следствие обратило внимание на то, что документы о смене собственника были заверены у столичного нотариуса Игоря Когатько.

Вторым участником группировки оказался сотрудник МУРа Юрий Егоров. Он работал в подразделении, которое занимается преступлениями в сфере недвижимости.

Егоров по долгу службы был обязан собирать информацию о жилье, владельцы которого исчезли. Он должен был передавать такие данные в местные госорганы и запрещать сделки с этим жильем. В результате у оперативника сформировалась база бесхозного столичного жилья. Ею он поделился с адвокатом Николаем Никоновым. Тот дружил с Когатько, который согласился оформлять поддельные завещания на такое жилье. Одна бумага стоила 10 тысяч долларов.

Кроме этих троих в "команду" входили и другие нотариусы, адвокаты, оперативники и соцработники. Именно милиционеры и соцработники были основными поставщиками сведений о проблемных квартирах. Потом одинокие хозяева в один день исчезали. По словам оперативников, в групе фигурирует риелтор Алексей Пичугин, знакомый полицейского Юрия Егорова.

Эта связка работала так. В ОВД приходили граждане, чья родня погибла или исчезла. А квартира оказывалась у чужих людей, но имевших завещание от хозяина. Несчастных встречал Егоров и знакомил с Пичугиным как с серьезным адвокатом по проблемной недвижимости. А он уже предлагал пострадавшим такую схему дальнейшего "сотрудничества". Он помогает вернуть жилье и сразу его продает. А деньги пополам.

Сыщики говорят, что эта грабительская схема действовала безотказно - людям просто некуда было деваться. И выбор - остаться совсем без жилья или получить его половинную стоимость - решался в пользу Алексея Пичугина.

Кстати, этот человек - Пичугин был главным свидетелем обвинения по делу об убийстве главного редактора русской версии журнала "Форбс" Пола Хлебникова. По версии следствия, на риелтора покушались те же жители Чечни, которые потом расстреляли и журналиста.

Из-за показаний по делу Хлебникова Пичугин попал под госзащиту, которая была снята с него только недавно.

На стадии следствия одна квартира уже возвращена законному наследнику. На восемь квартир, которые после вынесения приговора должны перейти в собственность города Москвы, наложен арест.

Криминал Москва Следственный комитет Столица