27.10.2011 00:23
Общество

Пенсионера оштрафовали за полет на самодельном аппарате

Пенсионера оштрафовали за полет на самодельном аппарате
Текст:  Алексей Хадаев
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №242 (5618)
Читать на сайте RG.RU

Владимир Буинцев с детства мечтал о небе. Но когда пришла пора поступать в летное училище, подвели медики - пытаясь вылечить осложнение после гриппа, повредили пациенту слуховую перепонку.

О карьере летчика пришлось забыть. Буинцев окончил Томский политех, работал инженером в "почтовом ящике", конструировал лентопротяжный механизм для первого советского видеомагнитофона. Но мечта о небе никуда не делась, а перепонка со временем срослась.

Летать начал на дельтаплане. А затем собрал уже летательный аппарат с мотором - дельталет. За прототип взял модель "Фрегат", использовав двигатель снегохода "Тайга". Дельталет Буинцева весит 250 кг и летает со скоростью до 80 км в час, потребляя при этом 15 литров 92-го бензина за час полета.

- В России своих фабричных дельталетов сегодня нет, - говорит Владимир Николаевич. - Еще до перестройки новосибирский авиазавод им. Чкалова выпустил небольшую партию, но дальше заглохло. А жаль, дельталет - очень полезный и эффективный аппарат. Например, при химобработке полей самолет не может опуститься ниже 10 метров, в результате опыляет не только поля, но и лесополосы, от чего страдает экология. А дельталет может снизиться до 1,5 метра и выполнить работу с ювелирной точностью. Или был случай: в лесостепной зоне потерялся ребенок. В горах или над лесом на дельталете не очень-то полетаешь, а тут с воздуха пилот его быстро обнаружил, только этот случай не афишировался, полеты-то были нелегальные.

Один из таких полетов закончился для Буинцева конфликтом с правоохранительными органами.

- Новосибирской транспортной прокуратурой совместно с сотрудниками полиции проведена проверка соблюдения владельцами сверхлегких летательных аппаратов воздушного законодательства, - сообщила старший помощник Западно-Сибирского транспортного прокурора Наталья Криницкая. - В ходе проверки был выявлен факт незаконного использования воздушного пространства 64-летним владельцем дельталета самостоятельной постройки, который, не имея аэронавигационной и метеорологической информации, осуществлял несанкционированный полет в районе приаэродромной территории аэропорта Толмачево. Правонарушитель был задержан на месте посадки, а воздушное судно изъято и находится на ответственном хранении.

Теперь Буинцеву грозит штраф от 3 до 5 тысяч рублей. Дело рассматривается в окружном управлении госавианадзора.

Как оказалось, на месте Буинцева мог оказаться любой новосибирский дельталетчик. Прошел уже год, как в России принят закон о пилотах-любителях сверхлегких летательных аппаратов (СЛА), но все осталось на бумаге - до сих пор в Новосибирске не зарегистрировано ни одного пилота! По подсчетам дельталетчиков, на оформление бумаг нужно потратить минимум 150 тысяч рублей плюс год времени и кучу нервов. При этом стоимость двухместного дельталета не превышает 250 тысяч рублей, а при самостоятельной сборке, как у Буинцева, - в разы дешевле.

Правда, некоторые сибиряки умудряются получить права пилота в Москве, что проще и дешевле. Но таких единицы.

В то же время за рубежом запрета на небо давно нет.

- Даже на Украине уже введена уведомительная система, - сетует Владимир Николаевич. - Пишешь заявление в управу, выполняешь ряд несложных требований и получаешь регистрацию. Захотел полетать - за час до полета звонишь диспетчеру, и тот выдает в нужное время метеоусловия и координаты запретных зон.

Еще меньше бюрократических хлопот у дельталетчиков в Европе - платишь взнос в клуб, и все, что нужно, тебе оформят, и условия для полетов обеспечат.

- Я знаю минимум полсотни человек, которые летают и в той зоне, где меня "арестовали", и порой даже в пределах Новосибирска, и никого почему-то не трогают, - продолжает Буинцев. - Выходит, мой арест - акция устрашения, чтобы другим неповадно было?

У транспортной прокуратуры на этот счет свое мнение: в радиусе 30 км от контрольной точки аэродрома Толмачево существуют особые условия использования не только воздушной зоны, но даже сельхоз- угодий. И ни дельтапланам, ни дельталетам, ни чему-либо еще в воздухе там не место. Не так давно рядом со взлетно-посадочной полосой аэропорта нашли беспилотный самолет. Порывом ветра его унесло от хозяев, потерявших радиосигнал модели, и самолетик сам по себе летал над территорией аэропорта, пока не кончилось горючее. Кстати, на экране радара пластиковую модель видно не было.

В другом случае в зоне военных учений парил воздушный шар, и хорошо, что он не попался на пути вертолета.

Справка "РГ"

Дельталет (мотодельтаплан) - сверхлегкий летательный аппарат (вес без пилота до 150 кг), позволяющий летать на высоте до 3,5 км дальностью до 250 км со скоростью до 100 км/ч. Форма крыла напоминает греческую букву "дельта", отсюда и название. Каркас крыла - дюралевые трубы. К ним крепится двухместная тележка с двигателем, креслами пилота и пассажира, топливными баками и панелью приборов.

Комментарий

Роман Деринг,

заместитель Новосибирского транспортного прокурора:

- Законодательно у нас не запрещено конструировать летательные аппараты, и это регулярно происходит. Важно, чтобы самостоятельно построенные дельталеты соответствовали техническим параметрам, предъявляемым к СЛА, - это и устойчивость к ветру, и определенная минимальная и максимальная скорости полета, и ряд других. Если параметры соответствуют, то уполномоченный орган - аккредитованная организация - может провести освидетельствование на предмет летной годности и таким образом легализовать самодельный аппарат.

К пилотам-любителям СЛА также предъявляется ряд требований, например, минимальный возраст и соответствующее обучение. Тот, кто отвечает этим требованиям, получает право на полеты. Но владельцы СЛА, хотя и любят летать, боятся всех этих формальностей. И действительно, сделать это сегодня, например, пенсионеру очень непросто и к тому же накладно.

В Новосибирске, к сожалению, до сих пор не создано общественной организации, которая бы на легальной основе занималась проблемами сверхлегких летательных аппаратов. Тогда таких инцидентов было бы меньше.

Когда верстался номер

В среду стало известно, что Владимира Буинцева оштрафовали по максимуму - на 5 тысяч рублей. После оплаты штрафа он сможет забрать свой дельталет со стоянки "ответственного хранения".

Образ жизни Новосибирск Сибирь