По прогнозам, в ближайшие годы экспортно-импортный поток в Уральском регионе увеличится на 8-20 процентов, при этом номенклатура грузов останется прежней. Однако ситуация может измениться кардинально, если Екатеринбург выиграет в лотерею под названием ЭКСПО-2020.
Чтобы обеспечивать всем необходимым порядка 30-50 миллионов гостей в течение 180 дней, в город придется завезти до 10 тысяч тонн продуктов и товаров народного потребления - 600 контейнеров в сутки. Для этого потребуется 300 контейнеровозов либо 4200 фур сообщением Москва-Екатеринбург (при завозе грузов автотранспортом напрямую из Европы - 12 тысяч).
- На мой взгляд, преимущество контейнерных перевозок в этом случае очевидно, - считает Сергей Шавзис, президент Уральской логистической ассоциации. - Когда доставка из Европы происходит напрямую автотранспортом, то осуществляют ее, как правило, не уральские и даже не российские перевозчики - у них недостаточно парка для того, чтобы "закрыть" весь импорт. Да и конкуренция со стороны западных и белорусских коллег очень высока. А если это не уральские перевозчики, значит, они создают рабочие места и платят налоги за границей, при этом используют наши дороги, задымляют наш воздух и по демпинговой цене вывозят наш экспорт.
Целесообразнее, по мнению Сергея Шавзиса, создать в Екатеринбурге логистический узел, который принимает ускоренные контейнерные поезда, обрабатывает грузы и формирует группы контейнеров для дальнейшей отправки в другие города УрФО автотранспортом. В этом случае в выигрыше окажутся и железнодорожники, и региональные автоперевозчики, и бюджет. Эксперт уверен, что потенциал для развития в этом направлении у города колоссальный: порядка 1,5 миллиона TEU на душу населения только в УрФО (TEU - условная единица измерения транспортных потоков, пропускной способности терминалов и вместимости транспортных средств, эквивалентна размерам контейнера длиной 6,1 метра. - Авт.).
- Мы говорим прежде всего о региональном узле грузораспределения. Слово "хаб" подразумевает увеличение объема грузов международного сообщения. Пока на Урале не возникнут свободные таможенные зоны, куда импортер имеет право привезти груз, положить на хранение без уплаты пошлин, а потом легко вывезти в страны Центральной Азии или Европу, мы не сможем серьезно повлиять на распределение международных грузопотоков, - подчеркивает Сергей Шавзис.
С точки зрения превращения в распределительный узел у Екатеринбурга есть как ряд преимуществ, так и немало недостатков. В пользу столицы Урала играет ее выгодное географическое положение, наличие контейнерных терминалов на железной дороге, а также специальных площадок, оборудованных на промышленных предприятиях. Против - недостаточно развитая транспортно-логистическая инфраструктура и слабая координация между участниками рынка.
Сегодня грузы из Европы легко достигают Москвы или Санкт-Петербурга, а далее - либо автомобилем, либо железной дорогой. Во втором варианте одиночные контейнеры могут перемещаться со скоростью 130 километров в сутки, сблокированные - до 300, контейнерные поезда - до 1000 километров. Фура же способна проезжать в сутки до 1200 километров. Это в теории, на практике разрыв в быстроте доставки еще более заметен. По Транссибу, к примеру, грузы из Юго-Восточной Азии должны попадать в Екатеринбург за 35 дней, но реально эти сроки не выдерживаются: большинство получателей ждут по 55-60 дней. Из Екатеринбурга в соседний Челябинск контейнеры могут идти два дня. Пока в УрФО железнодорожники выигрывают у автоперевозчиков только на северных направлениях, но как только будут сданы последние километры автомагистрали на границе Свердловской области и ХМАО, автопоезда получат колоссальное преимущество - их путь сократится на тысячу километров.
По словам заказчиков, им в системе контейнерных перевозок не хватает прежде всего стабильности. Несмотря на то, что через свердловский узел идет множество грузовых поездов, Урал не является приоритетным направлением для ускоренных контейнерных составов. А те маршруты, что формируются здесь (например, в крупнейшие морские порты страны), по частоте отправки не соответствуют потребностям потребителей. Средняя скорость вагона на СвЖД сегодня составляет 30 километров в час, на сортировке он может простоять 2-3 дня, еще пару дней на подсыле. Между тем покупатели хотят четко знать, когда получат свой груз. Минувшим летом сроки доставки из Екатеринбурга в Санкт-Петербург увеличились на пять дней, на Дальний Восток - на неделю, в результате немало грузоотправителей были вынуждены сделать выбор в пользу других маршрутов.
Не менее серьезная проблема - задержки в подаче подвижного состава. Оборот вагонов замедлен в три раза из-за их хаотичного передвижения: собственники подвижного состава в погоне за сиюминутной выгодой не готовы упорядочить свою работу, из-за этого "теряется" порядка 20 тысяч единиц парка.
Кроме того, чтобы Екатеринбург мог перерабатывать 30 тысяч условных контейнеров в год, необходим терминал площадью не менее четырех гектаров, оснащенный как минимум двумя кранами и тыловыми перегружателями. Строительство такого объекта обойдется в 200 миллионов рублей, еще 180 миллионов потребуется на организацию 40 автопоездов, обеспечивающих внутрирегиональные перевозки, и 600 миллионов - на содержание 300 железнодорожных платформ. Итого стоимость проекта - порядка миллиарда рублей.
- Мы не можем разбрасываться такими инвестициями, к проекту надо подходить взвешенно, разумно сочетая усилия разных компаний, - отмечает Шавзис.
Следующая проблема, которая касается не только Екатеринбурга, но и других сухих портов третьего эшелона, - длительные сроки оборачиваемости контейнеров (в среднем 100-110 дней, что в 10 раз выше, чем в морских портах).
- К сожалению, фрахтовые ставки на мировом рынке не позволяют нести дополнительные расходы, поэтому операторы с опаской смотрят на предоставление контейнеров в регионы. Зачастую проще разрешить клиенту оставить их в порту, - говорит Александр Иссуринс, директор ООО "Медитерранеан Шиппинг Компани Русь".
В России три ключевых морских входа. Самый крупный из них - северо-западный: через Санкт-Петербург проходит до 1,5 миллиона контейнеров в год, еще по 400 тысяч способны принимать дальневосточный и южный входы. По признанию участников рынка, российские порты входят в мировую двадцатку по стоимости перегрузки и дополнительных услуг. Например, Северная Пальмира на каждый контейнер "накручивает" до 200 долларов. Именно поэтому большое количество грузов в Екатеринбург попадает не через российские порты, а через Ригу и Таллин, тогда как экспорт отправляется через Санкт-Петербург или Новороссийск. Следовательно, возникает проблема с доставкой порожних платформ в Прибалтику. Не решив ее, не повысить привлекательность контейнерных перевозок. Кроме того, Екатеринбург является крупным центром потребления, но не производства. Стоимость транспортировки контейнера до ближайших предприятий-экспортеров очень высока. Абсурд, но порой дешевле довезти его из Санкт-Петербурга в Юго-Восточную Азию, чем из Екатеринбурга до Серова.
И все же аналитики настроены оптимистично. По мнению Николая Тушина, вице-президента НП Холдинг "Стратег", относительный избыток контейнерного парка в регионах, а также проблемы с обеспечением экспорта универсальными вагонами создают предпосылки для увеличения доли контейнерных перевозок. На подобные оценки, по всей видимости, опиралось и руководство ОАО "РЖД", утвердив концепцию развития контейнерных перевозок. Согласно этому документу, к 2020 году их доля должна увеличиться с 1,5 до 4 процентов от всего объема транспортируемых грузов, а скорость доставки достичь 600 километров в сутки (транзитным сообщением - до 1000). При этом грузопоток вырастет втрое. Если сейчас Екатеринбург в сутки перерабатывает порядка 300 контейнеров, то должен будет 900. Потребителям обещают концентрацию потоков, доставку "от двери до двери", отслеживание в реальном времени местонахождения контейнеров, четкое соблюдение сроков.
Также планируется создание сети терминально-логистических центров (ТЛЦ). Они станут местами сбора региональных грузов и формирования ускоренных контейнерных поездов, которые будут с определенной периодичностью курсировать между центрами. Всего будет построено порядка 8-10 ТЛЦ, сейчас обсуждается вариант размещения одного из них мощностью 10 миллионов тонн грузов в год в Екатеринбурге на базе станции Гипсовой.