28.10.2011 00:06
Культура

На фестивале "Сезон Станиславского" Алвис Херманис показал "Барышень из Вилко"

Алвис Херманис предстал в новом качестве
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Федеральный выпуск: №243 (5619)
Читать на сайте RG.RU

Латышский режиссер Алвис Херманис, быстро ставший одним из лидеров современной европейской сцены, показал в рамках фестиваля "Сезон Станиславского" свой спектакль "Барышни из Вилко" по роману Ивашкевича, поставленный им в Италии в театре Эмилии-Романьи.

Роман Ивашкевича приобрел особую известность благодаря одноименному фильму Анджея Вайды, где одну из лучших своих ролей сыграл Даниэль Ольбрыхский. Первый раз Алвис поставил его в 2002 году в Новом Рижском театре. Почти пустая сцена, хрупкие юные актрисы, легкие ширмы, ажурная, исполненная юной страсти игра, скорее похожая на танец.

Три года назад увенчанный славой мастер вновь решил сделать этот спектакль, пригласив в соавторы хореографа Аллу Сигалову. Вместе они сочинили полную чувственности историю зрелой осенней любви и невозможности счастья, историю миражей и иллюзий, ранних потерь и несбыточного счастья. Так этот роман превратился для самого режиссера в метасюжет его собственной жизни, которым он явно отмечает рубежи своего очередного взросления. Не случайно после премьеры итальянских "барышень" он заявил: "Я становлюсь все консервативнее. Я начал верить в "старый" театр, строящийся на литературных произведениях. Я уже немного устал создавать мир спектаклей с нуля, ведь именно этим мы с моей труппой занимались все эти годы". В полном согласии с этим заявлением выглядит массивная стена большого дома, в котором признаки деревенской усадьбы явлены кучами соломы, завалившими заднюю стену дома. Белесые, крашенные известью стены, массивный шкаф, точно вышедший из классического спектакля Джорджо Стрелера "Вишневый сад", стеклянные стеллажи со стеклянными банками варений и солений - настоящий музей усадебно-хуторского хозяйства первой трети ХХ века. Когда сами девушки, по-прежнему прекрасные, но уже вошедшие в пору осенней зрелости, обнимаются с объектом их девичьей страсти в этих шкафах, они сами становятся чуть-чуть экспонатами ушедшего, прошедшего, или несбывшегося мира (художник Андрис Фрейбергс). Их, упакованных в стеклянные шкафы, прижимающихся к прозрачным стенам губами и обнаженными грудями, как дивных зверьков из коллекции натуралиста, кружат другие сестры, сами наполовину - прошлое, сами - наполовину экспонаты.

Блондинки, шатенки и брюнетки в изысканных платьях 40-х годов, с лифами и корсетами со шнуровкой, изысканным бельем (художник по костюмам Джанлука Сбикка) и невыразимо прекрасной грацией, движущиеся в каком-то обморочном нескончаемом танце, наполняют сцену томной, электризующей все эротической атмосферой. Музыка Баха, звучащая здесь густым и чувственным звуком, довершает виртуозность и совершенство всего замысла.

Вернувшийся с Первой мировой войны Виктор, чтоб поправить душевное здоровье, возвращается в усадьбу своей юности, где жил, не сознавая своего счастья. Это чувство счастья, как осенний плод, созрело на фронте, помогая ему выжить. Но, вернувшись туда, он так и не смог вырваться из своего прошлого, и разлитая в атмосфере усадьбы любовь так и осталась тенью, миражом, призраком, подобно той умершей сестре, что белесым призраком ходит тут же, среди остальных барышень.

Несостоявшийся мир счастья, тем более прекрасного, чем более невоплощенного, Алвис Херманис сотворил с виртуозными итальянскими актрисами Лаурой Маринони, Патрицией Пунцо, Шарлоттой Висково, Иреной Петрис, Фабрицией Сакки, Аличе Торриани и актером Серджо Романо в роли Виктора. Вместе с ними он объявил о новом этапе своего творчества.

Драматический театр