28.10.2011 12:46
Культура

В Москве выступят лучшие представители современного фри-джаза

В Москве выступят лучшие представители современного фри-джаза
Текст:  Роман Дворянинов
Читать на сайте RG.RU

31 октября в московском клубе "ДОМ" выступят два уже ставшие легендарными, несмотря на сравнительно юный (для жанра, в котором работают) возраст, музыканта - Кен Вандермарк и Пол Нильсен-Лав.

Кен Варндермарк - одна из ключевых, основополагающих фигур сегодняшней чикагской джазовой сцены. Лидер бесчисленного числа проектов, саксофонист-виртуоз, композитор и импровизатор, впитавший в себя основы абсолютно всех стилей и разновидностей джаза, обладает, помимо отточенной техники, громадным эмоциональным потенциалом, вкладывая в свою безупречную игру воистину невероятное количество экспрессии, которое делает в высшей степени технично исполненную музыку живой, непредсказуемой, способной к диалогу с самыми сокровенными уголками восприятия слушателя. Он общается с саксофоном примерно так же, как искушенный любовник подносит себя изысканной даме, вступая в непосредственный контакт с самой заветной сущностью - не сказать - душой - инструмента, отдавая себя всего, без остатка, при этом оставляя, конечно же, в тайне лишь те секреты мастерства, отвечающие за механику и динамику игры. Именно его творческий порыв украшает такие уже успевшие стать культовыми проекты, как The Vandermark Five, Free Fall, Free Music Ensemble, Territory Band, Steam, Spaceways Inc. и множество других.

Пол Нилльсен-Лав - громогласная (не сказать иначе) составляющая лучшей на сегодняшний день молодой джазовой ритм-секции Европы. Его мастерство обеспечивает невероятный драйв музыке, записанной на пластинках The Thing (руководимой знаменитым шведским саксофонистом Матсом Густафссоном), Аtomic (гордости звукозаписывающего лейбла Jazzland), Kornasatd Trio. Излюбленный ударник таких мастодонтов фри-джаза, как Питер Бретцманн и Джо МакФи, Нилльсен-Лав обладает крайне энергоемкой, порой чрезвычайно агрессивной манерой игры, но его стиль - безупречен, мастерство отточено тысячами часами игры и даже воспроизводимый им хаос оказывается, к удивлению слушателя, утонченным и интересно-сложным паттерном, предоставляющим коллегам по импровизации полную свободу действий, при этом, что немаловажно, сдерживая их в рамках единого целого, не позволяя ярким индивидуальностям (а с иными играть и не интересно) разрушить, подмять под себя хрупкий и неокрепший мир спонтанно родившегося из коллективного творчества чуда.

Совместная игра Вандремарка и Нильсен-Лава носит, как правило, характер дуэли - ведь по сути, стандарт (и почти недостижимый стандарт) взаимоотношений дуэта ударника и саксофониста был задан еще в 1967 году пластинкой Джона Колтрейна Interstellar Space, исполненной вместе с молодым ударником Рашидом Али. С тех пор это сочетание инструментов стало классикой, строго определенной канонами, диктующими основные положения жанра. Чуть ли не единственный выход для музыкантов, работающих в этом жанре сегодня - наполнять классическое сочетание тем содержанием, которое непосредственно отвечает строго тому моменту, когда родилось - то есть моменту звукоизвлечения. Строго говоря, конкуренция в этой области джаза достигла такого накала, когда игроки каждый раз просто обязаны идти на рекордный расход внутренней энергии, наполняя казалось бы уже устаревшую музыку тем биением текущего ритма жизни, который находит отражение только в наиболее передовых фронтах актуальной электроники.

Вандермарку и Нилльсен-Лаву с легкостью удается перенести бешеную энергетику сегодняшнего мира в классические формы, при этом день сегодняшний в их игре не подавляет вчерашний, как давно ушедшее явление, а выступает своеобразным логическим продолжением, показывая, что и ушедшие в некоммерческое прошлое формы могут в нашем современном мире тронуть сердца слушателей так, что забыть это станет уже невозможно...

Джаз