Спор о том, кто же все-таки обязан обеспечить антитеррористическую безопасность транспортной инфраструктуры, похоже, пошел на второй виток.
Напомним, ребром этот вопрос был поставлен после теракта в Домодедово, когда частный аэропорт оказался не готов к атаке смертника. Силовики, не отрицая своей вины, тем не менее ссылались и на определенные обязанности владельцев столь прибыльного бизнеса. В бизнес-среде, в свою очередь, опасаются, что, с одной стороны, появится очередной инструмент по выкачиванию из предпринимателей денег, с другой стороны, вся ответственность за безопасность ляжет на частников. Поэтому и возникло горячее обсуждение инициированных МВД России законодательных поправок, по которым антитеррористические правила оборудования помещений станут обязательными для частного бизнеса.
В МВД России корреспонденту "Российской газеты" сообщили, что действительно инициированы законодательные поправки. Более того, законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и Федеральный закон "О транспортной безопасности" уже прошел первое чтение. Правда, он скорее относится не к транспорту, а вообще к объектам с большим скоплением людей - магазинам, опасным производствам и подобным предприятиям. Понятно, что оборудование помещений по антитеррористическим требованиям потребует значительных финансовых вложений, что у рачительных хозяев вызывает недовольство.
Что касается транспортной инфраструктуры - аэропортов, вокзалов, станций, речных и морских портов, то требования по инженерно-технической защищенности и участию юридических и физических лиц, являющихся собственниками всех этих объектов, законодательно закреплены еще в Федеральном законе "О транспортной безопасности".
В МВД напомнили и об Указе Президента РФ от 31.03.2010 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте". По распоряжению правительства была разработана и утверждена Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте. В документе не только предусмотрено участие субъектов транспортной инфраструктуры, но и софинансирование за счет средств федерального бюджета, осуществляемого в форме субсидий. Таким образом, государство готово оказывать финансовую поддержку частному сектору.
Требования по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются не только МВД и ФСБ, но и минтрансом и минэкономразвития.
Что важно, предлагаемый законопрект обязательно пройдет антикоррупционную экспертизу.
Заместитель министра транспорта Сергей Аристов рассказал "РГ", что в законе "О транспортной безопасности" прописан ряд обязанностей для владельцев инфраструктуры, связанной с антитеррористической безопасностью. Требования закона, по словам замминистра, распространяются на транспортную инфраструктуру любой формы собственности. Например, аэропорт Шереметьево является акционерным обществом, и тот, кто владеет его акциями, должен обеспечить безопасность. Актив в основном принадлежит государству, и поэтому оно обязано финансировать программы безопасности.
По его словам, комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте направлена на защиту объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, в том числе террористического характера. Общий объем федерального финансирования по программе составляет 46,749 миллиарда рублей.
В 2010 году выделены 7,826 миллиарда рублей, в 2011 году - 13,211 миллиарда рублей. Муниципалитетам выделяются субсидии на модернизацию их инфраструктуры. Выделены деньги железнодорожникам для оборудования основных вокзалов досмотровыми пунктами по аналогии с аэропортами.