Регионам помогут заменить устаревшие лифты. На это в 2012 году планируется направить часть денег, обещанных государством на увеличение капитализации Фонда содействия реформированию ЖКХ. Речь идет о сумме в 17-20 миллиардов рублей.
В октябре прошлого года в России вступил в силу новый технический регламент о безопасности лифтов. Он определил сроки ремонта и замены отслуживших подъемников. Для тех, которые были выпущены до 1992 года, - пять лет. Для всех остальных - семь.
Сейчас по всей стране эксплуатируется около полумиллиона лифтов. Большая часть - это кабины, установленные в жилых домах и офисных центрах. Они работают с полной нагрузкой, практически без перерывов. При этом свыше 35 процентов уже исчерпали свой ресурс и не соответствуют требованиям безопасности. "РГ" недавно писала о трагедии, случившейся в Челябинске, где неисправный лифт стал причиной гибели человека. Этот случай за последнее время был одним из самых громких, но далеко не единственным.
Работа лифтов (по некоторым оценкам, они перевозят пассажиров больше, чем все виды транспорта) вызывает нарекания даже у чиновников. К примеру, замминистра регионального развития Анатолий Попов, проводивший в пятницу Всероссийское совещание по развитию лифтового комплекса, не удержался и попенял присутствовавшим в зале лифтовикам на то, что подъемники в одном из зданий ведомства постоянно ломаются. Что уже говорить о других домах и офисах?
По данным минрегиона, до 2015 года в России нужно заменить или демонтировать более 150 тысяч лифтов. Но некоторые регионы еще даже не представили в министерство программы по обновлению парка подъемников. Самая сложная ситуация, как ни странно, в Санкт-Петербурге - там нужно менять больше 11 тысяч лифтов. В Челябинской области устаревших кабин свыше четырех тысяч, в Кемеровской - 2,7 тысячи, в Омской - около полутора тысяч.
Понятно, что большинству регионов в одиночку с такими объемами не справиться. Федерация готова помочь, используя средства, которые будут дополнительно выделены Фонду ЖКХ, сообщил Анатолий Попов. И уточнил: "Это будет порядка 17-20 миллиардов рублей. Регионы должны изыскать как минимум такую же сумму".
Кто будет оплачивать замену лифтов, когда Фонд ЖКХ в 2013 году прекратит свое существование, пока не ясно. "Некоторые территории справляются собственными силами. Но это сильные регионы. Как в 2013 году быть тем, у кого дотационные бюджеты? Вопрос остается открытым", - констатировал исполнительный директор "ОПОРЫ России" Виктор Климов.
В минрегионе решение обещают найти. Пока же замминистра посоветовал местным властям не ориентироваться только на возможности бюджетов, а плотнее работать с банками и лизинговыми компаниями.
Но и с этим, как выяснилось, у многих территорий возникают трудности. "Залоговое имущество, которое можно было бы предложить банкам, уходит очень быстро, - заметил мэр Пскова Иван Цецерский. - К 1 июля 2012 года мы должны избавиться от муниципальной собственности, на которую не распространяются наши полномочия. Что будут принимать в залог банки? Не знаю. Наверное, наши кабинеты и стулья".
Справка "РГ"
По данным Ростехнадзора, за девять месяцев этого года было смонтировано более 18,7 тысячи лифтов, которые отвечают требованиям техрегламента.
Из них 96 процентов - пассажирские. 70 процентов новых лифтов - отечественного производства. Остальные импортируются из Белоруссии.