01.11.2011 01:00
Власть

ГИБДД предлагает "рассекретить" досье на алкоголиков и наркоманов

Автоинспекция предлагает "рассекретить" для нее досье на алкоголиков и наркоманов
Текст:  Тимофей Борисов
Российская газета - Федеральный выпуск: №245 (5621)
Читать на сайте RG.RU

Для ГИБДД не должно быть тайной, что тот или иной гражданин имеет проблемы с наркотиками и алкоголем. На любом этапе заболевания наркотической либо алкогольной зависимостью людей, владеющих водительскими удостоверениями, инспекторы ДПС должны оперативно получать информацию из клиник и наркодиспансеров.

Если этого не сделать, под колесами автомобилей неадекватных лихачей будут продолжать гибнуть пешеходы во все увеличивающемся количестве, уверены в ГАИ.

Предложения уже оформлены и внесены в Мособлдуму на обсуждение. Если там предложение одобрят, оно поступит в виде законопроекта в Госдуму.

С такой инициативой выступили подмосковные гаишники, что не удивительно, поскольку их регион давно стал опытной площадкой, где опробуются все новинки. Кстати, они не против опробовать в Подмосковье не только технические новшества, но и новые законодательные нововведения.

Начальник УГИБДД по Московской области генерал-майор полиции Сергей Сергеев понимает, что врачебная тайна - это не пустой звук, а чрезвычайно важный элемент прав человека. В правовом обществе им пренебрегать нельзя. Но с другой стороны, статистика аварий и практика задержаний на дорогах нарушителей показывает, что число наркоманов за рулем растет. За девять месяцев этого года областными инспекторами выявлено 667 человек, которые управляли своими машинами под наркотическим дурманом. Эту цифру надо умножать в несколько раз - выявлять-то удается далеко не всех.

Как же найти приемлемый баланс между правами водителя и необходимостью защитить других от опасного человека за рулем? Как выявить человека под кайфом еще до того, как он сел за руль и одновременно не вступить в противоречие с презумпцией невиновности? Так поставили задачу в подмосковной ГИБДД и, как они считают, нашли на этот сложный вопрос адекватный ответ.

Сама практика показывает, что требуется законодательно разрешить получать информацию сотрудниками ГАИ из наркологических клиник в отношении любого человека, который собирается стать или уже стал водителем. При этом гаишников не должно интересовать, чем и как болен тот или иной человек. Сотрудник ГИБДД как и прежде не получит права узнавать подробности о заболевании и протекании болезни. То есть врачебная тайна в этом аспекте не будет нарушена. ГАИ требуется лишь знать, что к тому или иному человеку следует отнестись повнимательнее. Врачи-психиаторы и наркологи обязаны будут просто ставить в известность дорожную полицию о том, что тот или иной человек может представлять опасность, оказавшись за рулем.

А перед сдачей экзаменов или перед тем, как пойти учиться в автошколу, человека обяжут принести заключение нарколога. Но и после получения прав водитель не должен быть "чистым листом" для ГАИ.

Врачей необходимо обязать сигнализировать в ГАИ о новых фактах заболевания тех, кому уже разрешено водить авто. ГИБДД не предлагает лишать автоматически таких людей водительских удостоверений, но занести их не только в наркологическую базу данных, но и в гаишную будет нелишне. По крайней мере, инспектор, остановив на дороге человека, склонного к пьянству или наркомании, сможет более пристально присмотреться к его состоянию за рулем. Открытым остается и вопрос ответственности врача-нарколога, который, зная о тяжелом заболевании своего пациента, молчит до тех пор, пока тот не попадет в аварию.

Все это вопросы, которые требуют серьезного обсуждения, причем на государственном уровне. ГАИ их пока только поставила, поскольку сталкивается с подобными случаями на практике ежедневно. В ГАИ лишь обозначили проблему, предложив возможный путь решения. Сергеев не исключает, что у законодателей будут свои поправки, поскольку вопрос в этом аспекте довольно тонкий.

Но в чем точно убежден генерал, так это в том, что наркоманов надо лишать прав. С этим, казалось бы, никто не спорит, все очевидно. Однако по действующему закону как раз не так. И это еще одна проблема, которую в ГАИ поставили перед депутатами.

Оказывается, что даже те 667 выявленных в этом году наркоманов вовсе не исчезли с подмосковных дорог. Эта категория водителей пока пользуется гораздо большими привилегиями, нежели пойманные за рулем алкоголики. Остановив наркомана и видя неадекватность его поведения за рулем, инспектор так же, как и в случае с пьяными, доставляет его на освидетельствование. Но даже получив положительное заключение, гаишник не вправе отобрать у наркомана права. Он лишь должен составить протокол, а пробы крови направить на дополнительные клинические исследования в больницу. Все это время, примерно месяц, наркоман имеет полное право владеть удостоверением и ездить за рулем. Генерал Сергеев полагает, что это неверно и у наркоманов надо сразу отбирать права, поскольку за месяц, пока клиника готовит анализы, они могут много чего натворить.

И здесь также в пользу предложений ГАИ свидетельствует дорожная статистика. Сергеев просит обратить внимание на то, что аварии с тяжелым исходом совершают в основном те, кто уже до этого не раз попадал в объектив камер видеофиксации, кого не раз штрафовали. Повторяемость мелких правонарушений должна не просто насторожить, за повторяющиеся нарушения должна быть введена прогрессивная шкала суровых наказаний.

Например, в Германии предусмотрена даже тюрьма для тех, кто любит быстро ездить. Казалось бы, нарушителей скорости на автобане логичнее штрафовать рублем, то есть евро. Так оно и есть. Но в случае повторного лихачества или же превышения скорости более чем на 20 км в час суд может выписать и ордер на арест.

В обмен всего на одно красивое фото можно расстаться с сотнями евро, а при финансовой несостоятельности нарушителя обяжут погасить штраф тюрьмой из расчета один день заключения за 8 евро штрафа. В результате всего лишь за веселую езду, причем не приведшую к каким-либо тяжким последствиям, можно сесть на месяц.

У нас немецкий опыт пока не рассматривается, хотя аварийная ситуация на дорогах в России гораздо хуже, чем там.

Правоохранительная система ГИБДД