С 1 по 8 ноября в Москве пройдет XII Международный телевизионный конкурс юных музыкантов "Щелкунчик", организованный телеканалом "Культура".
Сегодня в Концертном зале имени Чайковского состоится Торжественное открытие конкурса (трансляция в эфире телеканала "Культура" в 20.00). Юные музыканты, лауреаты разных лет, будут выступать в сопровождении Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского.
8 ноября, в 19.05 - решающий III-й тур. В прямом эфире определятся победители "Щелкунчика". За дирижерским пультом - Дмитрий Лисс. Он поделился своими впечатлениями с корреспондентом "Российской газеты".
Российская газета: У конкурса "Щелкунчик" высокая репутация в музыкальной среде. Какие обстоятельства, на ваш взгляд, повлияли на это?
Дмитрий Лисс: Не в последнюю очередь имеет значение, что конкурс проводится при непосредственном участии телеканала "Культура". Его лауреаты сразу же становятся широко известными. Имеет значение, конечно же, и участие в конкурсе именитого, профессионального и уважаемого жюри. Не стоит забывать и о желании родителей дать своим одаренным детям возможность проявить себя. Все вместе, я думаю, и дает этому конкурсу такую популярность среди зрителей и желающих принять участие в "Щелкунчике".
РГ: На вопрос, кем юные "щелкунчики" видят себя в будущем, многие отвечают, что хотели ли бы стать дирижерами. Как вам кажется, что заставляет многих музыкантов-исполнителей стремиться к профессии дирижера?
Лисс: Естественно, что молодые музыканты, которые еще не вполне понимают всю сложность этой профессии и ее подводные камни, видят в ней много всего внешне соблазнительного. Дирижер находится в центре внимания, на нем сосредоточены и взгляды публики, и музыкантов, участвующих в концерте. Внешне дирижер, мне кажется, воспринимается как полководец, ведущий за собой целое войско. Но стремясь овладеть дирижерским искусством, следует помнить, что симфоническая музыка - это самый сложный и широкий репертуар. И любой композитор старался сочинять для симфонического оркестра все самое значительное. Задача дирижера сделать свою работу так, чтобы эта самая музыкальная вершина зазвучала. Уверяю вас, это далеко не каждому, даже очень талантливому музыканту под силу...
РГ: Юные музыканты соревнуются в три тура по трем специальностям: фортепиано, струнные, духовые и ударные инструменты. Как вам кажется, имеет значение, кем был дирижер по первой профессии: пианист, скрипач или флейтист?
Лисс: Существует масса примеров, когда люди приходили в эту специальность из самых разных областей музыки. Умение играть на каком-то определенном музыкальном инструменте никак не накладывает отпечаток на творческую дирижерскую деятельность. Прежде всего дирижер должен быть, в широком смысле слова, музыкально одаренным человеком.
РГ: В 2009 году состоялся гала-концерт лауреатов конкурса "Щелкунчик" разных лет, в котором вы принимали непосредственное участие. Насколько сложно работать с детьми на одной сцене?
Лисс: Скажу откровенно, работать с детьми непросто. Во-первых, для того, чтобы работать с симфоническим оркестром, нужно иметь не просто опыт, которому по понятным причинам у маленького ребенка еще неоткуда взяться, нужно уметь слышать оркестр, иметь вообще о нем представление: как работает, как люди взаимодейству.т между собой, какая у этого коллектива инерция. Нужно попытаться доходчиво и понятно объяснить ребенку, что играть с оркестром - это не простое дело. И дирижер, собственно, как и артист оркестра, в данном случае должен быть доброжелательно настроен, уметь прощать молодым музыкантам их неопытность.