01.11.2011 00:47
Экономика

Компаниям придется сообщать всю информацию по подконтрольным сделкам

Компаниям придется сообщать всю информацию по подконтрольным сделкам
Текст:  Наталия Швабауэр
Российская Бизнес-газета - Новое законодательство: №39 (821)
Читать на сайте RG.RU

С 1 января 2012 года вступает в силу Федеральный закон N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения", который регулирует вопросы так называемого трансфертного ценообразования и открытости сделок аффилированными компаниями. Прежде всего изменения коснутся крупного и среднего бизнеса. Его ждут увеличение управленческих расходов и новый вид налоговой проверки. Все это неминуемо скажется на конечной цене товара или услуги, а значит, отразится и на потребителе, считают эксперты Светлана Корабель, управляющий партнер юридического агентства "ЮС КОГЕНС", и Ольга Слобцова, директор департамента проектного консалтинга аудиторской фирмы "Аудиторское партнерство".

- Тема трансфертного ценообразования в кулуарах обсуждалась более 7 лет. Наконец вышел закон, который вносит изменения в Налоговый кодекс РФ. Насколько они серьезны?

Светлана Корабель: Большая часть положений вступает в силу с 1 января 2012 года, но штрафные санкции начнут применяться не раньше 2014 года, причем поначалу это будет всего 20% от суммы неуплаченного налога и только с 2017-го - 40%. То есть бизнесу дается некоторое время, чтобы перестроить свою структуру и изменить взаимоотношения с зависимыми компаниями.

Ольга Слобцова: Если раньше налоговые органы, чтобы доказать аффилированность компаний, должны были обращаться в суд, а тот далеко не всегда принимал их сторону, то сейчас налогоплательщики должны будут сами на себя "стучать".

- Что вы имеете в виду?

Слобцова: По всем подконтрольным сделкам с аффилированными структурами налогоплательщики будут обязаны уведомлять территориальные налоговые инспекции (первый отчетный год - 2012-й, уведомления надо будет отправить до 20 мая 2013-го). В уведомлениях необходимо указывать лишь предметы сделок, сведения об участниках и сумму доходов и (или) расходов. За непредоставление информации - штраф 5000 рублей. Налоговые инспекции в течение 10 дней передадут полученные сведения в центральные органы ФНС, а уже те имеют право запросить документы по сделке и назначить проверку (контрольный год плюс еще два, значит, основной поток проверок начнется в 2014-м). Причем документы надо будет отправлять в Москву либо в электронном виде, либо в виде нотариально заверенных копий. Налоговики имеют право истребовать данные о деятельности налогоплательщика, перечень лиц, с которыми совершена сделка, описание сделки, сведения о функциях сторон сделки, использованных методах расчета рыночных цен, экономической выгоде, полученной налогоплательщиком. До 2014 года положения об уведомлениях и представлении документации применяются лишь в тех случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным в календарном году, превышает определенный денежный порог. Если, к примеру, одна из сторон сделки применяет ЕНВД или единый сельскохозяйственный налог, то это 100 млн руб. по итогам 2012-го и 80 млн руб. по итогам 2013-го.

Корабель: Кстати, оспаривать решения о доначислении налогов, скорее всего, тоже придется в московском суде - согласно статье 101 НК РФ споры рассматриваются по месту нахождения органа, вынесшего решение. Еще одна сложность для налогоплательщиков.

- Не приведет ли это к массовому развалу холдингов?

Слобцова: Делать прогнозы пока сложно. Пока не заработал механизм штрафов, вряд ли налогоплательщики будут совершать "резкие движения". Думаю, на два года как минимум стоит "выдохнуть" среднему бизнесу и тем, кто "не балуется" ценами. Крупным холдингам, где есть движение средств между компаниями, имеет смысл сохранить прежнюю структуру, которая отвечает требованиям безопасности бизнеса, но нужно пересмотреть ценовую политику.

Корабель: В первую очередь я бы рекомендовала провести инвентаризацию своих сделок, выбрать приемлемый для себя метод определения рыночных цен на реализуемые товары, работы, услуги, установить открытые источники информации, которые могут быть использованы для определения уровня рыночных цен.

- Уже существует база Финмониторинга, куда поступают данные по подозрительным сделкам. Зачем двойная отчетность?

Слобцова: В эту базу попадает информация только по определенным видам предпринимательской деятельности. А также от банков и иных финансовых учреждений - по подозрительным сделкам. Здесь же налогоплательщики сами обязаны раскрывать информацию.

- Почему возникла необходимость в отдельном законе, ведь в НК РФ уже предусмотрено доначисление налогов по сделкам при отклонении цены договора от рыночной?

Корабель: В действующей редакции кодекса отсутствует четкое определение, когда стороны являются взаимозависимыми. Как следствие - возможность различных трактовок: в каких случаях применять, когда доначислять, что является рыночной ценой? Нужен был отдельный закон, чтобы привести российское законодательство в соответствие с международным. Для иностранных инвесторов очень важна прозрачность цен, которые действуют на внутреннем рынке. Также контроль за ценами интересен государству с точки зрения администрирования закупок и создания реальной, а не статистической, базы данных по рыночным ценам сделок.

Слобцова: Я полагаю, это дополнительная возможность контроля и администрирования налоговых обязательств. Статьей 40 НК РФ в последнее время налоговые органы в суде практически не пользовались. Анализ сделок и цен - колоссальная работа, которую инспекторы на местах в силу недостаточной квалификации не могут провести с должным качеством. Теперь этой работой будет заниматься в Москве специально созданная группа специалистов, под нее написано профильное программное обеспечение.

- В чем заключаются риски трансфертного ценообразования?

Корабель: До выхода соответствующего закона невозможно было спрогнозировать, в каких случаях дочернему либо головному предприятию в группе компаний могут доначислить налоги. А неопределенность, как известно, порождает риски. Теперь же мы имеем четкий круг взаимозависимых лиц, подробно прописан порядок определения рыночной цены для целей налогообложения, установлена иерархия методов проверки. Понятно, по каким параметрам сопоставляются сделки и сколько их нужно проанализировать, чтобы сделать выводы, - как минимум четыре. Соответственно, налогоплательщик сам себя может проверить. Кроме того, закон предусматривает возможность договориться с налоговой - заключить соглашение о ценообразовании на три года, в котором прописать, по каким сделкам какие цены будут считаться рыночными для целей налогообложения. Правда, за это придется заплатить 1,5 миллиона рублей.

Слобцова: Фиксируются не цены, а механизм их определения или методы ценообразования в контролируемых сделках. Причем надо понимать, что заключение соглашения не избавляет налогоплательщика от проверок. Его просто освобождают от обязанности доказывать, что цены, примененные в сделке, соответствуют рыночному уровню.

- А какие компании признаются взаимозависимыми?

Корабель: У которых доля непосредственного или косвенного участия в другой организации составляет 25%. Самые распространенные варианты: производитель - торговый дом, генподрядчик - субподрядчики. Раньше, чтобы скрыть аффилированность, достаточно было поставить между ними посредника. Теперь закон четко говорит: сделки с участием посредников, не выполняющих никаких дополнительных функций, кроме перепродажи, тоже относятся к подконтрольным. Даже если этих посредников 10 в цепочке.

- Какие сделки можно считать контролируемыми?

Корабель: Между российскими взаимозависимыми лицами, если общая сумма доходов по таким сделкам превышает 1 млрд руб. за календарный год (на 2012 год порог установлен в размере 3 млрд, на 2013-й - 2 млрд). Если одна из сторон сделки применяет ЕНВД или единый сельскохозяйственный налог (данное положение вступает в силу с 1 января 2014 года), то "контрольная" сумма доходов - 100 млн руб. за календарный год; 60 млн руб. - если одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ или не является налогоплательщиком налога на прибыль (либо применяет нулевую ставку), или является резидентом ОЭЗ. Также подконтрольными признаются все внешнеторговые сделки между взаимозависимыми лицами без какого-либо денежного порога, внешнеторговые сделки с товарами мировой биржевой торговли, если общая сумма доходов по ним превышает 60 млн руб. за календарный год и предметом сделки являются нефть и продукты ее переработки, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни. Под действие закона попадают и сделки с офшорными компаниями, а также с компаниями в юрисдикциях, внесенных в список минфина как предоставляющие льготный налоговый режим, например кипрскими. Если годовой оборот с ними больше 60 млн руб. - это подконтрольная сделка, в том числе выплата дивидендов, получение займов и т.п. И налоговый орган вправе потребовать документы, раскрывающие реальных бинефициаров, владельцев офшоров.

Слобцова: С учетом того, что предоставление информации от международных компаний - процесс затянутый, в законе предусмотрено продление проверки по таким сделкам - на полгода плюс еще три месяца, если данные не получены.

Корабель: Надо добавить, что суд вправе признать любую сделку контролируемой, даже когда она формально не отвечает всем перечисленным признакам, однако подобные условия созданы налогоплательщиком искусственно. Не относятся к контролируемым сделки, совершенные между российскими организациями, зарегистрированными в одном субъекте РФ, если они не имеют обособленных подразделений на территории других регионов, а также за пределами РФ; не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ; не имеют убытков, принимаемых при исчислении налога на прибыль; являются участниками консолидированной группы налогоплательщиков. Правда, пока законопроект о консолидированных налогоплательщиках из стен Госдумы не вышел, и не понятно, какие компании можно отнести к этой категории.

- Еще одно новшество закона - симметричные корректировки. Что это такое?

Корабель: Допустим, налоговый орган в ходе проверки установил, что головная организация реализовала товар через "дочку" по цене, не соответствующей рыночному уровню. Ей доначисляется налог на прибыль. Зависимая компания, перепродавшая товар и тоже заплатившая налог, сможет возместить его себе из бюджета. Раньше аффилированные структуры не могли претендовать на возмещение. Это экономически выгодно при условии, что все компании в группе - на схожей системе налогообложения. Иначе нечего корректировать.

Налоги