Вчера общественное движение "Архнадзор" высказало опасение по поводу возможного сноса Дома культуры "Октябрь", где в субботу произошел сильный пожар.
Дознаватели не исключают, что причиной мог быть умышленный поджог. Но общественников тревожит другое: ДК "Октябрь" - это единственный в столице деревянный клуб. Он был построен в стиле конструктивизма в 1937 году на Октябрьском поле. А в 1941 году в здании собиралось народное ополчение. То есть это подлинный памятник истории и культуры.
По мнению координатора "Архнадзора" Юрия Егорова, Дом культуры хотят снести, заявляя, что он сгорел на 100 процентов. Хотя на самом деле пожар уничтожил лишь зрительный зал и фойе, а административная часть сохранилась. Но уже в субботу, по словам общественников, на место пожара приезжал экскаватор, и только вызванная полиция остановила уничтожение оставшегося здания. "Со сносом сильно спешат", - заявляет координатор движения. Конечно, территория на Октябрьском поле - лакомый кусок для инвесторов. На месте деревянного клуба еще в 2007 году хотели построить комплекс с концертным залом. Тогда против сноса выступили не только жители, чьи дети занимались здесь (вплоть до пожара) в кружках и студиях, но и главный архитектор Москвы Александр Кузьмин.
Сегодня на защиту клуба-погорельца встал департамент культурного наследия Москвы.
- "Октябрь" - заявленный на охрану памятник, он официально внесен в реестр объектов культурного наследия, - заявил "РГ" советник руководителя департамента Николай Переслегин. - Никаких оснований к сносу нет. Никто не давал такого разрешения. Наша позиция - сохранить объект культурного наследия, которым является деревянный Дом культуры.
Кстати
В прошлом месяце московские власти упразднили так называемую "сносную комиссию", по решению которой в историческом центре Москвы было уничтожено почти 3,5 тысячи зданий. Теперь при столичном правительстве создана новая комиссия с длинным названием - по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия. Без ее решения никто не вправе что-либо сносить.