Росавтодор хочет запретить грузовикам ездить зимой на летней резине. "Нарушителей надо штрафовать или запрещать им движение до замены шин", - заявил глава агентства Анатолий Чабунин. И подчеркнул, что легковых автомобилей это касаться не будет.
Однако дальнобойщики не согласны с такими мерами и предлагают свои.
То, что проблема существует - никто не спорит. Немало пробок возникает из-за того, что большегрузы буксуют на подъеме в гору. Особенно в узких местах, например, на дороге Москва-Челябинск в районе горного хребта. В Росавтодоре полагают, что ДТП с участием грузовиков в зимнее время могут существенно затруднять движение не только на этой трассе.
Росавтодор давно настаивает на изменении нормативной базы, в том числе и на введении обязательного использования цепей для ведущих колес грузовиков. И об этом не раз писала "РГ". В агентстве предлагали рассмотреть такой вариант и для легковых автомобилей. Например, если они ездят в основном по городу, где чистят дороги зимой до асфальта, и шипованые зимние покрышки здесь ни к чему. Можно "обуть" и без шипов, которые не портят полотно дороги. А уже за городом, где снежный наст и не проехать без шипов, "одевать" цепи. В ряде стран обязательное наличие цепей существует давно.
Теперь слово - за минтрансом и МВД, поскольку само агентство не обладает правом законодательной инициативы.
Однако, по словам главы Союза дальнобойщиков Валерия Войтко, как таковой зимней резины для грузовиков в России не продают. В 99,9 процентов предлагается резина всесезонная: грязь и снег. Хотя зимнюю резину, заметил он, для большегрузов выпускают, но очень ограниченными партиями и поставляют в другие страны.
Главное, говорит Войтко, чтобы на ведущей оси была резина с нормальным протектором. Ведь она тянет всю машину. В регионах, где трудные погодные условия, например в Зауралье, Валерий Войтенко считает, что ГИБДД должно иметь право проверять наличие цепей торможения для ведущей оси. А водитель обязательно должен при сложной дорожной обстановке, снежном накате остановиться перед подъемом и надеть на колеса цепи.
Кстати, цена комплекта цепей на ось колеблется от 5 до 15 тысяч рублей. Новая покрышка для грузовика стоит от 8 до 15 тысяч рублей.
Тем временем
Глава Росавтодора Анатолий Чабунин также предложил устанавливать барьеры на федеральных трассах в местах, где запрещен обгон. Многим автомобилистам знакома такая ситуация: на дороге в одну и в другую сторону скапливается много машин, а кто-то один впереди еле-еле едет. Возникает желание обогнать, несмотря на запрещающие знаки. В результате, не успев уйти в свой ряд, не видя встречной машины из-за поворота, такие "торопыги" попадают в аварию. Возможно, что ограждения будут не только бетонные, как на МКАДе, но и сконструированные из более легких материалов, в частности из железных тросов. Они не только экономичнее, но и компактнее.