01.11.2011 00:40
Экономика

За некачественный товар продавцы будут платить дополнительные штрафы

За некачественный товар продавцы будут платить дополнительные штрафы
Текст:  Елена Кукол
Российская газета - Столичный выпуск: №245 (5621)
Читать на сайте RG.RU

Судебные тяжбы с продавцами и производителями некачественной продукции могут стать весьма выгодным делом. У граждан есть шанс получить с виновной компании в полтора раза больше денег, чем сейчас. Такая возможность заложена в проекте поправок к закону о защите прав потребителей. Вчера он был опубликован на сайте минэкономразвития.

Если раньше гражданин уже пытался урегулировать спор в досудебном порядке, а продавец на это не пошел, то суд может взыскать с компании еще и штраф, следует из законопроекта. Заметим, что требования потребителя об уплате неустойки или пени могут быть выполнены продавцом или производителем в досудебном порядке добровольно. Но вот если компания на такой шаг не пошла, а впоследствии гражданин обратится в суд и выиграет дело, то придется расплачиваться, как говорится, по полной программе.

Читать текст законопроекта

Штраф составит 50 процентов от суммы, присужденной в пользу потребителя. И пойдет в пользу гражданина. Такие санкции предусмотрены и сейчас, поясняет председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. Но разница в том, что пока они зачисляются в бюджет государства. Теперь же, по проекту закона, штраф уйдет гражданину.

Впрочем, радоваться рано, предупреждает Янин. Одна из главных проблем сейчас - это исполнение судебных решений, и часто, даже, выиграв дело, человек не может получить компенсацию. Кроме того, говорит Янин, за счет этих штрафов фактически существуют консультативные центры по защите прав потребителей. Некоторые из них работают вполне успешно, оказывают гражданам помощь, сами подают иски по защите прав потребителей.

Но если, воспользовавшись возможностью получить с продавцов и производителей некачественных товаров большую сумму граждане, скорее всего, будут довольны, то еще одна поправка может оказаться для них весьма коварной, считает Янин. В проекте закона говорится, что потребители имеют право на свободный выбор товаров и услуг, и обусловливать приобретение одних товаров другими запрещается.

Эта норма, вводящая запрет на "навязывание" услуг, есть и сейчас. Но одновременно в проекте документа говорится, что продавец не вправе без согласия потребителя дополнительно выполнять работы или услуги за плату. Однако получение такого согласия фактически может использоваться продавцами как "лазейка" для навязывания гражданам дополнительных услуг, беспокоится Янин. Правда, проектом предусматривается отказ от оплаты "навязанной" услуги и возврат уже внесенных денег. А бремя доказательства того, что гражданин добровольно согласился на услугу, возлагается на исполнителя. Так что шансы "отбиться" у граждан все-таки есть. Между тем особенно остро вопрос с навязыванием услуг стоит в финансовой сфере. Скажем, вы могли взять кредит в банке, а одновременно вам навязали страховку жизни, приводит пример собеседник "РГ". Но такие виды страхования были признаны незаконными. По проекту закона, в финансовой сфере оказание каждой услуги, в том числе в рамках смешанного договора, может осуществляться только с письменного согласия потребителя.

При этом вся информация о финансовых услугах должна предоставляться только в документированной форме, предоставление таких данных должно быть подтверждено подписью потребителя. Это нелишняя норма, одобряет Янин. Но надо дополнить закон нормой, чтобы самая важная информация, например, о годовой ставке кредита, его сумме, сроках и ежемесячных выплатах, публиковалась на первой странице договора, на белом фоне, крупным шрифтом. Сейчас часто все эти важные сведения даются мелким шрифтом, на последних страницах, люди их просто не видят. Схожая проблема возникает и при публикации информации о товарах на этикетках, сокрушается Янин. Понять, что именно там написано, вреден или полезен товар, при таком информировании часто просто невозможно.

Бизнес Минэкономразвития