03.11.2011 18:36
Экономика

Эксперты: Концепция таможенного оформления на границе нуждается в пересмотре

У бизнеса появилась надежда на то, что концепцию переноса таможенного оформления и контроля на границу пересмотрят
Текст:  Георгий Устинов (Санкт-Петербург)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №0 (5622)
Читать на сайте RG.RU

Правительство отказалось присвоить данной концепции статус целевой программы. Об этом заявил на прошедшей конференции "Таможенный бизнес Северо-Запада. Вектор развития" представитель минэкономики Михаил Антипов.

Согласно концепции, сообщают в Северо-Западном таможенном управлении (СЗТУ), в федеральном округе определены 13 многосторонних автомобильных пунктов пропуска, вблизи которых предполагается развитие таможенно-логистической инфраструктуры. Именно вопросы инфраструктурного обеспечения приграничных таможенных постов беспокоят представителей бизнеса больше всего.

Концепция, недовольство которой бизнес нашего региона выражает уже несколько лет, предусматривает строительство терминалов на основе государственно-частного партнерства. Это законодательно гарантирует бизнесу возврат части инвестированных средств, снижение рисков потери финансов, но де-факто эти гарантии отсутствуют.

- На одном только международном автомобильном переходе на ввод в эксплуатацию таможенного терминала требуется три-четыре года, - говорит вице-президент Северо-Западной ассоциации транспортно-логистических комплексов Константин Крутцов.

Такие сроки, естественно, увеличивают вероятность потери части средств, вложенных игроками рынка в развитие. Кроме того, в приграничных районах найти участки под строительство сложнее, чем в местах, приближенных к месту производства для экспортеров и месту реализации для импортеров. Также возникает необходимость в специалистах, основная масса которых сосредоточена на нынешних постах таможенного оформления и контроля.

Основным аргументом Федеральной таможенной службы (ФТС) в пользу реализации Концепции переноса пунктов контроля на границу считается необходимость снижения транспортной нагрузки на крупные города. Однако разгрузить санкт-петербургскую транспортную сеть таким способом невозможно, считают в Ассоциации транспортно-логистических комплексов. Большинство перевозчиков не может изменить маршруты перевозок грузов по Ленинградской области и кольцевой автодороге. К тому же Петербург располагается ближе к границе, чем некоторые из одобренных СЗТУ районов.

- Положения обсуждаемой концепции, на наш взгляд, вообще не имеют отношения к бизнесу, - продолжил Крутцов. - Развитие инфраструктуры приграничных регионов - задача министерства регионального развития, разгрузка транспортных узлов - задача минтранса. Остается неясным, что же несет для представителей бизнеса эта концепция.

- Результатом реализации концепции стало резкое снижение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона, - считает исполнительный директор Американской торгово-промышленной палаты Мария Чернобровкина.

Отрицательную оценку документу в министерстве финансов дали еще четыре года назад, когда работу над ним только начинали.

- Долгое время шло согласование, потом Федеральная таможенная служба заявила, что проблем не будет, - напомнил заместитель директора департамента развития и регулирования ВЭД министерства экономического развития РФ Михаил Антипов. Действия ФТС при этом находились в рамках их полномочий: до вступления в силу ФЗ "О таможенном регулировании" от 27.11.2010 года служба могла самостоятельно определять места таможенного оформления. Министерство финансов на тот момент также не поддержало идею переноса мест таможенного обслуживания и контроля, поскольку экономические риски не были просчитаны.

- По информации, которую мы получаем от бизнеса, наши опасения оправдываются, - заметил Антипов. - Основной вопрос, который возникает: имеют ли появляющиеся проблемы временный характер и связаны с переносом или путь изначально выбран не правильный?

Дать более конкретную характеристику ситуации минэкономразвития не может, так как за весь период реализации концепции к ним поступило порядка 20-30 обращений от компаний, что в масштабах внешнеэкономической деятельности ничтожно. При этом, по словам Михаила Антипова, только десять обращений имеют финансовые оценки и конкретно доказывают, какие расходы несут организации.

По данным пресс-службы СЗТУ, в местах, приближенных к границе, в настоящий момент работают 10 складов временного хранения, но таможенные посты открыты на восьми из них. Как сообщил начальник отдела Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Северо-Запада РФ полпредства президента в СЗФО Николай Понибрашин, сейчас на имя инвестиционного полномочного Сергея Зимина поступило четыре обращения, связанных с реализацией Концепции переноса мест ТО и ТК, два из них касаются именно недействующих терминалов.

- В Псковской области были построены транспортно-логистические терминалы, с ФТС было подписано соглашение об открытии постов, - проинформировал журналистов Понибрашин. - Но только после нашего обращения в СЗТУ на Убылинский пост в Пыталовском районе было направлено 12 дополнительных специалистов.

20 октября в полпредство поступило новое обращение с той же проблемой - размещение таможенного поста, но уже на терминале N 9. Сейчас оно обрабатывается, и в ближайшее время в ФТС будет направлен документ с подписью инвестиционного полномочного, заверил представитель ведомства.

Таким образом, складывается вот какая картина. Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе, реализуется таможенной службой в убыток представителям бизнеса. Заключаются соглашения, ведется строительство таможенных терминалов, но игроки рынка все равно несут потери. Те обращения представителей бизнеса, которые поступают в соответствующие органы, не могут служить основанием для свертывания Концепции.

- Пока не хватает масштаба, чтобы выходить с серьезными предложениями на должный уровень, - сказал представитель министерства экономического развития РФ Михаил Антипов.

Экономика Санкт-Петербург Северо-Запад