Объем государственного долга субъектов Северо-Западного федерального округа на конец третьего квартала этого года составил 89,4 миллиарда рублей.
Согласно отчетам федерального минфина, в 2011 году лидером по темпам роста госдолга среди регионов СЗФО стал Санкт-Петербург: за первые три квартала задолженность города перед федеральным бюджетом и кредиторами увеличилась с 6,6 до 8,5 миллиарда рублей. На втором месте - Вологодская область. Ее долг вырос почти на 1,8 миллиарда и достиг рекордного в СЗФО показателя - 20 миллиардов рублей.
Самое большое снижение государственного долга наблюдалось в этом году в Мурманской области: задолженность региона "потеряла" два миллиарда рублей. Второе место по темпам падения госдолга заняла Карелия, где за девять месяцев он сократился на 1,76 миллиарда рублей.
Впрочем, размер государственных долгов субъектов Федерации - лишь голые цифры, которыми нельзя оперировать в отрыве от показателей структуры задолженности, региональных доходов и расходов, утверждают эксперты. "Российская газета" выяснила, из чего складываются долги субъектов Федерации и какие факторы влияют на динамику формирования региональной задолженности.
Низкий старт
- Законодательное ограничение по государственным долгам региона только одно: задолженность не должна превышать 100 процентов собственных налоговых и неналоговых доходов субъекта Федерации. Доходы при этом считаются без учета межбюджетных трансфертов, - комментирует "Российской газете" ситуацию специалист в области бюджетного федерализма, регионального развития и региональной экономики, директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов.
Помимо законодательного барьера, существует так называемая внутренняя цензура федерального минфина, согласно которой критическим считается размер регионального долга, превышающий 50 процентов собственных доходов субъекта Федерации. Сейчас в Северо-Западном федеральном округе пятидесятипроцентную долговую планку преодолела только Вологодская область: ее задолженность составила 20 миллиардов рублей при общих доходах региона в сумме 32 миллиарда рублей. Заимствованные деньги Вологодская область тратила на сохранение социальных гарантий, в том числе и региональных, при значительном падении доходов регионального бюджета в кризисные годы. Чуть-чуть не дошла до критической черты Калининградская область: при доходах в 27 миллиардов рублей долг региона составил 12,6 миллиарда.
Осенью аналитическая служба компании "ФинЭкспертиза" представила доклад, в котором рассматривалась динамика долговой нагрузки на бюджеты российских регионов за последние три года. Печальным лидером "марафона" стала Мурманская область. Аналитики "ФинЭкспертизы" посчитали, что с начала кризиса государственная задолженность Северного региона увеличилась в 927 раз. При этом размер госдолга Мурманской области в денежном эквиваленте (5,2 миллиарда) составил лишь 12 процентов от запланированных на 2011 год доходов регионального бюджета (43,3 миллиарда рублей).
Как пояснил генеральный директор компании "ФинЭкспертиза" Агван Микаелян, причина стремительного роста долгов в регионах-лидерах за последние три года связана с эффектом "низкого старта". К примеру, Мурманская область в начале 2008 года практически не имела государственных долгов. Кредиты из федерального бюджета в структуре региональной задолженности составляли 6,226 миллиона рублей. Еще 300 миллионов область была должна кредитным организациям.
Федерация платит
По словам Владимира Климанова, при устранении несбалансированности регионального бюджета субъект Федерации может пользоваться четырьмя источниками заимствования. Это кредиты российских и иностранных финансовых организаций, займы, которые предоставляет регионам федеральный бюджет, региональные облигации и государственные областные гарантии. Последние представляют собой долговые обязательства, при которых субъект Федерации ручается выплатить займодателю-бенефициару (как правило, это предприятие, реализующее тот или иной проект на территории региона) определенную сумму при наступлении гарантийного случая. Неудивительно, что многие эксперты считают государственные гарантии условным долгом, расплата по которому при удачном стечении обстоятельств и наличии грамотно подобранного бенефициара может и не наступить.
За последние три года общий долг регионов России вырос больше чем в два раза: с 599,6 миллиарда рублей в 2008 году до почти 1,3 триллиона рублей сейчас. Значительную часть привлеченных в кризисные годы средств составили кредиты из федерального бюджета. "Помимо традиционного объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и самого большого в новейшей истории количества видов межбюджетных субсидий и субвенций, в 2009 году к региональным траншам прибавились дотации на сбалансированность региональных бюджетов и дорожное хозяйство. Они выделялись субъектам Федерации практически в "ручном режиме" как средство борьбы с кризисом", - продолжает Владимир Климанов. По информации федерального минфина, к осени 2011 года федеральная казна выдала больше 200 миллиардов рублей "сбалансированных" и больше 100 миллиардов рублей "дорожных" кредитов.
В ближайшие годы в структуре региональных государственных долгов могут произойти изменения. Минфин планирует сократить поддержку региональных бюджетов за счет федеральных кредитов: с 2012 года они будут выдаваться только на сбалансированность региональной казны, причем в первую очередь - на рефинансирование выданных раньше бюджетных кредитов. Субъектам Федерации придется "затянуть пояса" или обратиться к рыночным источникам заимствования: банкам, облигациям и государственным гарантиям.
Нашел плюс на минус
Какова будет динамика формирования государственного долга в российских регионах в ближайшие несколько лет, эксперты судить не берутся. Сложности возникают даже с прогнозами на будущий год: слишком уж много предстоит масштабных перераспределений расходных обязательств между муниципальным, региональным и федеральным уровнями власти.
Вот несколько примеров. С 2012 года платить за услуги учреждений здравоохранения будут не муниципалитеты, а регионы, что увеличит расходы субъектов Федерации и уменьшит расходы МО почти на 180 миллиардов рублей. В то же время минфин внес предложения об изменениях в Бюджетный кодекс, дающих региональным властям право влиять на единые нормативы отчислений от НДФЛ по типам муниципальных образований. Тем самым субъекты Федерации могут перенаправить в региональные закрома часть средств, осевших в бюджетах МО вследствие действия реформы здравоохранения.
Со следующего года расходы на содержание полиции общественной безопасности передаются с регионального уровня на федеральный, что приведет к сокращению расходов региональных бюджетов на 188,5 миллиарда рублей и адекватному увеличению расходов федерального бюджета. Вместе с этим с 2012 года предполагается отмена федерального софинансирования ряда региональных полномочий. В частности, федеральная казна больше не будет участвовать в расходах регионов на социальную поддержку реабилитированных лиц и жертв политических репрессий, на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье.
Кроме того, регионы наделят расходными полномочиями по содействию занятости населения и выплате единовременного пособия при устройстве ребенка в семью, а доходы от уплаты пошлин за государственную регистрацию транспортного средства, штрафов ГИБДД и акцизов на алкогольную продукцию перетекут из региональных бюджетов в федеральную казну. Планируется повышение зарплаты бюджетникам на 6,5 процента и учителям на 22 процента, что также приведет к дополнительным расходам бюджетов субъектов Федерации.
- Не исключено, что в ряде регионов темпы роста доходов не будут поспевать за увеличением расходных обязательств, что поставит субъект Федерации перед необходимостью заимствования и приведет к увеличению государственного долга, - отмечает Владимир Климанов. С другой стороны, в ряде регионов некоторые расходные обязательства, как ни парадоксально, могут повлечь за собой увеличение бюджетных доходов. К примеру, в субъектах Федерации, где проживает большой процент военнослужащих, повышение зарплат бюджетникам-военным приведет к росту отчислений с НДФЛ, за счет которого формируется одна из составляющих частей регионального бюджета.