Не так давно новое руководство города поставило под вопрос судьбу трамвайного сообщения в Петербурге - экономическую целесообразность его развития потребовалось доказать. А чуть ранее прежние власти Петербурга хотели принять на вооружение модель общественного транспорта крупных европейских городов, где трамвай играет ключевую роль.
Теперь же судьба трамвая в который раз пересматривается. "РГ" пыталась узнать, что с ним может стать дальше.
Тень сомнений
У вице-губернатора Петербурга Сергея Вязалова, отвечающего за экономические вопросы, возникли сомнения - правильно ли направлять на развитие трамвайного движения большие суммы. Сейчас город урезает расходы на важные инвестпроекты, чтобы сэкономить на социальную сферу и ЖКХ, под угрозой сокращения финансирования в том числе оказался и легкорельсовый трамвай.
С ролью трамвая в транспортной системе Петербурга уже несколько лет не могут определиться. С 2004 года был провозглашен отказ от рельсового транспорта в городе, было упразднено несколько маршрутов, пути демонтировались во множестве районов, по десяткам адресов - на Садовой улице и Литейном проспекте, существенно сократили трамвайное движение на Васильевском острове, ликвидировали на Крестовском острове. Однако через четыре года ситуация стала полностью противоположной: о трамваях вдруг вспомнили как о вместительном, комфортном и экологичном транспорте, который может спасти центр Петербурга от пробок, если пересадить на него пассажиров маршруток и личных авто. Напомним, в рамках развития трамвая тогда было предусмотрено создание для него выделенных полос, формирование новых маршрутов для легкорельсовой разновидности. После знакомства с транспортной моделью старинных европейских городов, в частности Дрездена, власти города решили применить нечто подобное у себя. С лета этого года акценты в транспортных планах расставляются в пользу сокращения количества личного транспорта в историческом центре и расширения трамвайных маршрутов.
Сейчас вопрос, что будет дальше с трамвайным движением, повис в воздухе. В петербургском комитете по транспорту подтвердили, что совещание, на котором должны были обосновать необходимость развития трамвая, действительно недавно прошло - с приведением примеров из других стран и демонстрацией экономических выгод. Однако о каких-то результатах говорить пока рано. Проект развития петербургского транспортного узла будет окончательно готов в начале следующего года. Как рассказал заместитель министра транспорта Николай Асаул, в городе уже приступили к осуществлению нескольких транспортных проектов, которые станут для концепции ключевыми, в том числе и легкорельсового трамвая - его проект все же признан жизнеспособным, он уже находится на завершающем этапе. Линии "легкорельса" пройдут из аэропорта Пулково в центральные районы города, а также будут соединены с Колпино, Всеволожском и Сертолово.
Старым маршрутом
- Конкретно о трамвае сказать пока нечего, - рассказали в комитете, - однако стоит помнить, что утвержденная в этом году отраслевая схема развития транспорта до 2025 года остается без корректировки, а в ней сети выделенных трамвайных линий отводится ключевая роль.
Если все останется без изменений, то трамвайные рельсы вернутся туда, откуда их с таким рвением убирали, а также появятся новые маршруты. Вагоны пойдут по Загородному, Лиговскому, Литейному и Старопетергофскому проспектам, между Финляндским вокзалом и Морским фасадом на Васильевском острове, между площадями Репина, Тургенева, Сенной, в районе Лахты и во многих других местах.
Сторонники сохранения трамвая в городе пока тоже пребывают в "подвешенном состоянии". Как рассказал "РГ" представитель общественного движения "Петербуржцы за общественный транспорт" Виктор Туралин, действительно, судьба движения трамвая в Петербурге вызывает опасения. Однако именно Туралин был тем человеком, которого губернатор города лично уверил в Твиттере, что проект "легкорельса" пока не будут сворачивать полностью.
Туралин считает нормальным, что губернатор как новый человек интересуется целесообразностью каждой строки расходов, поэтому и возник вопрос об оправданности вложений в развитие трамвайного движения. Но для беспокойства по-прежнему много причин. Выделенные полосы на Садовой улице глава комитета по транспорту Станислав Попов обещал ввести уже в августе-сентябре этого года, однако этого не произошло. С другой стороны, известно, что уже точно согласован проект экспериментального движения по выделенной полосе для трамваев на участке Большого проспекта на пересечении с Добролюбова - там, где движение затруднено из-за незаконных парковок вдоль дороги.
Метро против трамвая
- Проблема, как и раньше, - в распределении потоков финансирования, - рассказывает Туралин. - Трамвай, как всегда, получит средства на развитие по остаточному принципу, ведь сейчас в первую очередь средства направляются на развитие метро. Это не оправданно, ежегодно будет требоваться минимум 10 миллиардов на метрополитен, и вряд ли будут лишние средства, учитывая, что большая часть этих денег идет именно из городского бюджета (в прошлом году - около семи миллиардов). На мой взгляд, это неправильно - мы не сможем провести метрополитен к каждому дому. Многие районы будут ждать своего "счастья" еще десятки лет - Ржевка, например. Ведь опять же, сначала станции откроют у ключевых объектов вроде нового стадиона.
По данным общественного движения "Петербуржцы за общественный транспорт", если от прежнего курса отклоняться не будут, то работа предстоит долгая - за несколько лет борьбы трамвайная сеть города уменьшилась более чем на 70 километров, во многих районах она полностью уничтожена. Пути доведены до такого состояния, при котором трамвай почти утратил свою основную перевозочную функцию. При этом в других российских городах - Краснодаре, Волгограде, Ульяновске и Екатеринбурге - трамвайное движение развивается.
Настороженные общественники настаивают: нужно отменить финансирование трамвая по остаточному принципу и понять, что это стратегический вид транспорта. Комитет по транспорту, в свою очередь, уверяет, что трамвай, в том числе и современный, легкий и бесшумный, может получить большие преимущества в финансировании после метрополитена, остается только дождаться, когда его судьба прояснится.
В Калининграде из восьми трамвайных маршрутов осталось всего три. Самый экологичный вид транспорта не выдерживает конкуренции с автобусами и маршрутными такси.
По словам директора муниципального предприятия "Калининградгортранс" Анатолия Мухомора, выручка одного трамвая на маршруте составляет в день около 140 тысяч рублей. А расходы - в полтора раза больше, не считая затрат на транспортную инфраструктуру. Так, капитальный ремонт путей по одному из трех маршрутов, завершившийся в этом году, обошелся муниципальному бюджету в 45 миллионов рублей. Движение трамвая "пятерка" там возобновилось. Однако сейчас стоит вопрос о том, чтобы убрать с другой улицы "единицу", поскольку ежегодный убыток от этого маршрута составляет в районе 70 миллионов рублей.
Сегодня на линию выходят всего 30 трамваев. Как утверждают власти, дальнейшего сокращения маршрутов не планируется. К тому же трамваи часто ходят полупустыми, так как пассажиры предпочитают более быстрые автобусы и маршрутные такси.