В первую декаду ноября театр дает серию из семи премьерных спектаклей. Однако попасть в отреставрированный Большой на постановку глинкинской оперы вряд ли удастся - билетов в кассах уже нет ни на один вечер. Как, впрочем, нет их и на любой другой спектакль вплоть до конца декабря. Приобрести вожделенный билет в Большой можно втридорога у перекупщиков, узнав заодно и подлинную цену высокого искусства…
Постановку оперы "Руслан и Людмила" на отреставрированной исторической сцене Большого театра осуществили режиссер и художник Дмитрий Черняков, дирижер Владимир Юровский, художник по свету Глеб Фильштинский и художник по костюмам Елена Зайцева.
Задолго до премьеры спектакль, над которым в атмосфере строжайшей секретности (на репетиции никого не пускали) работал самый модный отечественный оперный режиссер, оброс ворохом самых немыслимых слухов.
Представляя свою работу, Дмитрий Черняков уклонялся от какой-либо конкретики и на вопросы о, например, традициях и новациях отвечал уклончиво. "Руслана" ставят крайне редко, - просвещал журналистов постановщик. - А потому о традициях говорить сложно, но в любом случае спектакль соответствует формату большого стиля, а в данном случае даже очень большого стиля, который в массовом сознании связан с Большим театром".
Режиссер подчеркивал, что первая постановка на исторической сцене после ее реконструкции должна стать продолжением праздника, поэтому, собственно, и был выбран "Руслан" - одна из немногих значительных русских опер, чей сюжет не ведет к мрачной и трагической развязке. "Это произведение - почти коллаж. В нем могут показать себя и балет, и хор, задействованы все типы голосов. А у нас есть даже контратенор вместо контральто, которому обычно доверялась партия Ратмира", - хвастался Дмитрий Черняков. На просьбы рассказать хоть что-то о концепции спектакля постановщик отвечал скупо: "Вы не заскучаете! Сказочности не так много, но история рассказывается увлекательно".
Дирижер Владимир Юровский признался, что первый опыт работы в Большом театре был связан для него с огромным напряжением. В зале, где еще накануне премьеры шли технические работы, жужжали дрели, падали декорации и не прекращался шум, было довольно сложно оценить свойства акустики и найти оптимальное звучание. "Кроме того, масштабы театра и самой постановки выходят за рамки всего, с чем мне когда-либо приходилось сталкиваться", - резюмировал дирижер.
Говоря о своих впечатлениях о происходящем на сцене, Владимир Юровский настоятельно не рекомендовал приходить на вроде бы сказочного "Руслана" с детьми ("Это сказка для взрослых - местами очень страшная"). В том, что касается музыкального видения спектакля, Владимир Юровский был гораздо более словоохотлив. Он рассказал, что в работе обоим постановщикам помогал видный исследователь русской музыки XIX столетия Евгений Левашов, совместно с которым и был найден оптимальный - синтетический - взгляд на музыку "Руслана". "Эта опера создавалась и переписывалась композитором на протяжении всей жизни, - объяснил музыкант. - Поэтому мы собрали все доступные источники и попытались на их основе создать собственное решение, которое было бы созвучно современным представлениям слушателей, и которое бы существовало в неразрывной связи со сценическим процессом".
Успех постановке должны принести и исполнители. Два состава певцов составили великолепные артисты, известные далеко за пределами России, среди них - мариинские басы Михаил Петренко, Алексей Тановицкий, Владимир Огновенко, молодые европейские дивы Альбина Шагимуратова и Вероника Джиоева, звезда мировой оперной сцены Елена Заремба и другие.