03.11.2011 00:20
Общество

В Минске прошел II Евразийский конгресс кардиологов

Совместный опыт - лучший инструмент в руках кардиологов Беларуси и России
Текст:  Людмила Габасова (Минск, gabasova@sb.by)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №41 (525)
Читать на сайте RG.RU

Приняв эстафету у Астаны, Минск провел II Евразийский конгресс кардиологов, собрав экспертов из 12 стран. Белорусские кардиологи рассматривают оказанную им честь одновременно и как признание своих заслуг - саму идею создать межгосударственную ассоциацию кардиологов, вновь собирать на одной площадке старых коллег и друзей они высказали когда-то одними из первых, - и как большую ответственность. В мире, где каждый год заболевания сердечно-сосудистой системы уносят более 17 млн жизней, ребром стоит вопрос: как управлять ситуацией? Более того, именно на пространстве СНГ впервые и громко заговорили о понятии "сверхсмертность" - о смертности, которая уже идет вразрез с достижениями современной медицины. Ведь болезни кардиологического профиля в России и Беларуси дают больший вклад в траурную статистику, чем в Европе и США, и что самое печальное - много больший, чем во времена Советского Союза.

По словам академика НАН Георгия Сидоренко, стоявшего у истоков всесоюзной кардиологической службы, у наших мужчин риск инфаркта в 6 раз выше, инсульта - на порядок выше, чем у европейцев. 57 процентов россиян и 53 процента белорусов гибнут именно из-за проблем с сердцем и сосудами. Обе наши страны попытались переломить эту общую для них тенденцию каждая по-своему.

Россия: акцент на поликлинику

Вспоминая ситуацию 1990-х, когда смертность от заболеваний сердца и сосудов была беспрецедентной, академик РАН и РАМН, почетный президент Евразийской ассоциации кардиологов Евгений Чазов говорит жестко: "Тогда, по сути, под вопросом стояло существование российской нации как таковой!"

Ученые не сомневаются: очень велик был вклад психосоциального фактора. Как показали исследования сразу в нескольких поликлиниках, до 40 процентов россиян находились в ту пору в состоянии депрессии, которая ведет к хронической сердечной недостаточности, вдвое увеличивает смертность при инфаркте миокарда и после операций на сердце. Когда же по настоянию медиков был принят целый ряд государственных программ, результат не заставил себя ждать: за шесть лет смертность от сердечно-сосудистых заболеваний снизилась на 17 процентов, от инсульта - на 23.

Что показательно, долго искать нужный вектор не пришлось. Еще в середине 1980-х кардиологи убедились, какой эффект могут дать новые подходы в первичном звене здравоохранения - акцент на профилактику, дневные стационары, диагностические центры. Одних только кабинетов профилактики за год было создано более 3000! Вот и сейчас Евгений Чазов ратует за преобразования прежде всего на уровне поликлиники:

- Ведь куда в первую очередь идет больной? В поликлинику, к участковому терапевту. Поэтому очень многое зависит от того, как он работает, какие там возможности диагностики и лечения. Наши исследования свидетельствуют: если плотно заниматься такими пациентами, то за 5 лет смертность снижается на 50 (!) процентов. Но для этого нужно вводить в поликлинике новые диагностические системы. Стетоскоп, ЭКГ - этого сегодня мало, медицина шагнула далеко вперед. К примеру, я уверен: поликлиники должны шире работать с УЗИ и могут сами обнаруживать такие угрожающие состояния, как сужение сосуда, распад атеросклеротической бляшки.

Пример из того же ряда - гипертоники. Стоило российским медикам заняться этой категорией больных всерьез, расширить диспансерное наблюдение, как эффективность лечения в первичном звене возросла более чем вдвое.

Минск: отработать алгоритм

Беларусь, по словам директора республиканского научно-практического центра "Кардиология", академика НАН, члена президиума Евразийской ассоциации кардиологов Александра Мрочека, последние 20 лет испытывала практически те же взлеты и падения, колебания кривых заболеваемости и смертности, что и Россия.

- Можно ведь и так рассудить: улучшилась диагностика, мы стали лучше выявлять болезни, причем на ранних стадиях. Основным показателем является все же продолжительность жизни, - считает Александр Геннадьевич. - Благодаря реализации первой Национальной программы демографической безопасности она увеличилась где-то на полтора года, это очень хорошо. Если будет реализована государственная программа "Кардиология", которая уже одобрена Советом Министров, и вторая часть программы демографической безопасности, то, думаю, мы будем говорить о еще более значимых результатах.

Среди успехов прошедших четырех лет - снижение смертности с 810 до 778 случаев на 100 тысяч населения, только за год - на 4 процента. Ну и, конечно, одно из главных событий 2009 года - первая пересадка сердца, которую белорусские кардиохирурги провели собственными силами. Сегодня же на счету РНПЦ "Кардиология" уже 54 трансплантации.

С этого года по всей стране планируется распространить удачный опыт Минска в борьбе с острым коронарным синдромом - собирательным понятием, объединяющим инфаркт и прогрессирующую стенокардию. Этот диагноз становился фатальным для более чем 270 минчан ежегодно. Решено было ввести в действие новый алгоритм: оказав первую помощь, бригада "скорой" тут же связывается с отделом координации и получает информацию, в какой из клиник пациенту готовы срочно провести ангиографическое исследование и стентирование сосуда сердца. Причем сработать врачи в идеале должны в течение "золотого коридора" - 90 минут с момента первого контакта с больным, не более. И это удается: раньше лишь 4 пациента с ОКС из 100 доставлялись в больницы в срок, а сейчас - практически 99 процентов!

Главное, кардиохирургическая служба "выросла вширь" и уже больше не сосредоточена исключительно в Минске. 60 процентов операций приходится на недавно открытые региональные центры. О чем говорит и статистика: если в РНПЦ "Кардиология" в 2008 году прооперировали чуть более 4000 пациентов, то за прошлый год - только 3749. Ведущие кардиохирурги подчеркивают: "Мы теперь берем не объемом, а сложностью".

Как справедливо заметил на конгрессе министр здравоохранения Беларуси Василий Жарко, опыт обеих стран показывает: снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний - реально достижимая цель. Поэтому обмен опытом получился и взаимоинтересный, и взаимополезный. Хотя кардиологи солидарны в том, что за здоровье людей должно отвечать государство, а не частные структуры. А еще Минздрав Беларуси и Минздравсоцразвития России подумывают объединить силы в новом проекте - по лечению больных с инсультами.

Здоровье