03.11.2011 00:01
Культура

Андри Лиепа привез в Беларусь балетные спектакли "Русских сезонов"

У Андриса Лиепы с Беларусью - особые отношения
Текст:  Виктор Корбут
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №41 (525)
Читать на сайте RG.RU

Когда в прошлом году на сцене минского Большого театра народный артист России Андрис Лиепа представил спектакли из "Русских сезонов", казалось, что это будет разовая акция. Однако сразу после европейского турне в нынешнем октябре очередные постановки "Тамар", "Болеро" и номер "Посвящение Дягилеву" Андрис привез в Беларусь, с которой у него особые связи - еще с советских времен.

Балеты "Тамар" и "Болеро" исполнили на минской сцене лучшие артисты Большого и Мариинского театров, Кремлевского балета. Специальный номер вечера "Посвящение Дягилеву" представил народный артист России Фарух Рузиматов. А 9 ноября в белорусском Большом покажут "Шехеразаду" и еще раз "Тамар" при участии белорусских артистов. Главные партии в "Тамар" исполнят заслуженная артистка России Александра Тимофеева и Илья Кузнецов. В "Болеро" Танцовщицу сыграет народная артистка России, прима Большого театра Илзе Лиепа.

История сотрудничества Андриса Лиепы с минским Большим театром уходит в 80-е годы прошлого века. Тогда на здешних подмостках Лиепа репетировал с белорусским балетмейстером Валентином Елизарьевым, который подготовил Андриса к международному конкурсу в США, после которого звезда молодого танцовщика стала восходить так же стремительно, как и его отца - Мариса.

Приезжая сейчас в Минск, Лиепа может с полным правом утверждать, что он здесь как дома. В последний свой приезд в октябре у него состоялся серьезный разговор с директором Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси Владимиром Гридюшко:

- Господин Гридюшко, можно сказать, схватил меня, как жар-птицу, за хвост. Он сказал, что стоит подумать о постоянных постановках на сцене минского театра. Признаюсь, на осуществление многих идей мне не хватает времени. Но в этом случае я дал согласие подумать. Говорить о расписании будущих спектаклей пока рано, но если позволят технические возможности сцен в других городах, то и в областных центрах Беларуси публика сможет увидеть "Русские сезоны".

В прошлом году минчане уже имели удовольствие видеть "Шехеразаду", а также "Жар-птицу" - именно поэтому Андрис употребил такую аллюзию в отношении своих будущих проектов в Беларуси.

"Русские сезоны" дают возможность насладиться музыкой Прокофьева, Римского-Корсакова, Игоря Стравинского. А главное, как отмечает Лиепа, в постановках по мотивам парижских представлений Сергея Дягилева столетней давности сохраняются лучшие традиции классического искусства:

- Нынче многие театры перешли к современным технологиям, которые из-за обилия металлоконструкций и светодиодных экранов заслоняют собой пластику человеческого тела. Настоящий русский балет нужно искать в дягилевских "сезонах".

Спектакли, которые в начале ХХ века ставил в Париже Сергей Дягилев, не могут оставить равнодушными белорусов. Здесь много ценителей русского балета. Да и белорусская балетная школа многое заимствует у русской. Символично, что Лиепа продолжает традиции, начатые Дягилевым, по "генеалогической линии": его отец Марис учился у Сержа Лифаря, танцовщика, который выступал в "Русских сезонах" в Париже. Многое, однако, приходится восстанавливать - по фотографиям, по воспоминаниям, в частности, декорации, которые реконструируют российские художники Анна и Анатолий Нежные. Анатолий - еще и главный художник Государственного Кремлевского дворца.

"Русские сезоны" получили поддержку на самом высоком уровне. Один из партнеров проекта в Беларуси - Министерство культуры. Министр Павел Латушко считает, что акция - "пример сохранения исторического и культурного наследия через совместные усилия мирового сообщества". Андрис Лиепа видит большую перспективу в минских циклах "Русских сезонов":

- Беларусь - это мост между Россией и Европой, Москвой и Парижем. Все лучшее, что появляется в творческой лаборатории "Русских сезонов", белорусы будут видеть одними из первых. А после Минска спектакли по Дягилеву отправляются на суд российского зрителя.

Музыкальный театр