Федеральная налоговая служба подготовила ряд документов, заслуживающих внимание налогоплательщиков. Первый - это проект приказа ФНС России "О внесении изменений в приложения к приказам ФНС от 09.12.2010 г. N ММВ-7-8/700@ и от 17.02.2011 г. N ММВ-7-2/169@". Проект этого приказа касается двух приказов ФНС России. Первый приказ устанавливает технологические электронные документы, которые налоговые органы направляют налогоплательщику с требованием уплатить налог, сбор, пени и штрафы. Второй приказ указывает на порядок того, как эти документы должны предоставляться налогоплательщику.
Проектом приказа ФНС отменяются существующие редакции форм технологических электронных документов, которые сопровождали процесс отправки документов налогоплательщику с требованием об уплате налога и процесс подтверждения того, что документы налогоплательщику направлены и им получены. В частности, это форма подтверждения даты отправки документов, форма квитанции о приеме, форма уведомления об отказе в приеме и форма извещения о получении электронного документа. Взамен отмененных форм вводятся новые формы документов, которые утверждены приказом ФНС России от 09.06.2011 г. N ММВ-7-6/362@ "Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 23 НК РФ, а также порядка заполнения форм и сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи".
Следует отметить, что существенного отличия старых форм от новых нет, как нет и отличия в порядке их заполнения и осуществлении электронного документооборота. Однако, когда проект приказа ФНС будет принят и вступит в силу, работникам налоговой службы нужно будет руководствоваться уже новыми формами документов.
Второй документ - приказ ФНС России от 21.07.2011 N ММВ-7-2/457 "О внесении изменений в Требования к составлению Акта налоговой проверки, утвержденные приказом ФНС от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@" (зарегистрировано в Минюсте России 19.09.2011 N 21818). Приказ вносит уточнения в установленные ФНС России Требования к составлению Акта налоговой проверки. В частности, в данном приказе указывается, что при вручении акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, а также ведомости, таблицы и иные материалы, указанные в подпункте "г" пункта 1.8.2 настоящих Требований.
Внесение данного изменения связано с Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ, который внес в статью 100 Налогового кодекса РФ новый пункт 3.1. Этот пункт устанавливает, что налоговые органы обязаны при вручении налогоплательщику Акта проверки прикладывать к нему документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. Положения пункта 3.1 статьи 100 НК РФ вступили в действие 2 сентября 2010 года. При этом на практике налоговые органы часто игнорировали новые требования НК РФ.
Налогоплательщики стали обращаться в суд... В январе 2011 года Высший арбитражный суд РФ в своем решении указал, что с момента введения в действие положений п. 3.1 ст. 100 НК РФ налоговый орган обязан без обращения к нему проверяемого налогоплательщика направлять с актом проверки, назначенной после 2 сентября 2010 года, документы, которые подтверждают факт налогового правонарушения, и выписки из них в случаях возникновения необходимости сохранения охраняемой законом тайны.
Рассматриваемый приказ ФНС - это прямое указание сотрудникам налоговых органов "чтить Налоговый кодекс". Приказ появился вслед за решением ВАС РФ и складывающейся судебной практики, которая отметала претензии налоговиков из-за нарушения с их стороны НК. Суды признавали не приложение документов к Акту налоговой проверки существенным нарушением требований к проведению проверки, которые приводили к отмене решения налогового органа, а значит, налоговики не могли наказать налогоплательщика "рублем" в виде штрафов и пеней.
Следующий документ - письмо ФНС России от 07.10.2011 г. N АС-4-3/16572@ "Об изменениях и дополнениях ст. 146 и 149 НК РФ". Данное письмо ФНС России связано с принятием в июле 2011 года федеральных законов, внесших изменения в НК РФ в части регулирования налогообложения НДС некоммерческих организаций и автономных учреждений, а также налогообложения благотворительной деятельности. В этом приказе ФНС России дает разъяснения по порядку вступления в силу указанных изменений в ст.149 НК РФ, определяющей перечень реализуемых работ и услуг, осуществляемых на территории РФ, освобожденных от обложения НДС, и указывает, что с 1 октября 2011 года данные положения вступают в силу.
При этом в письме ФНС России указано, что если соответствующие товары, услуги или работы были реализованы организациями до 1 октября 2011 г., то действуют нормы освобождения данных операций от налогообложения в прежней редакции. Если услуги или работы были реализованы после 1 октября 2011 г., то действуют нормы, установленные новой редакцией НК РФ, поэтому НДС по указанным операциям не начисляется.
Также с 1 октября 2011 года обложению НДС не подлежат:
- оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (подп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ);
- реализованные товары, произведенные государственными и муниципальными унитарными предприятиями, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25% (подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Письмо ФНС России от 29.09.2011 г. N ЕД-4-3/16021@ "В дополнение к письму ФНС России от 29.04 2011 г. N АС-4-3-/7112@ о подтверждении факта вывоза подакцизных товаров за пределы Таможенного союза" устанавливает новую редакцию ранее принятого письма ФНС России в связи с принятием "Соглашения о сотрудничестве ФТС и ФНС" от 21 января 2010 г.
В предыдущей редакции письма ФНС России указывалось, что факт вывоза товаров через территорию Казахстана или Белоруссии налоговый орган должен подтвердить путем направления соответствующего запроса в Оренбургскую либо Смоленскую таможни.
В новой редакции письма налоговым органам предписано для подтверждения фактического вывоза товаров направлять запрос в те таможенные органы, где производилось декларирование товаров. Эта мера ускорит процедуру получения налоговыми органами нужных документов, разгрузит приграничные таможни и будет способствовать развитию торговых отношений в рамках ТС.
Александра Тюрина, старший юрист Группы юридических и аудиторских компаний "Содействие бизнес проектам"