Депутаты Брянской областной думы внесли изменения в закон, которые ужесточают получение льгот международными перевозчиками. Основное условие - они должны поднять уровень зарплат до средней по региону.
Принцип предоставления льгот вызывал большие сомнения с того дня, как был принят закон. Согласно ему, те предприятия, перевозки которых более чем наполовину связаны с зарубежьем, получали льготу по транспортному налогу. В итоге выходило, что в течение года они экономили 20-30 миллионов рублей. Вроде бы неплохо, но это вызвало недовольство остальных перевозчиков, которые обходятся рейсами внутри страны. Они не понимали и до сих пор не понимают, для чего было сделано такое разделение.
- Я занимаюсь перевозками уже 15 лет и никаких поблажек от властей никогда не имел, - рассказывает Владимир Мошевцев, у которого всего две фуры. - А нашим жирным котам депутаты еще больше подсластили жизнь. На них не распространяется даже весеннее закрытие дорог. Получается, законодатели стимулируют не внутреннее производство, а импорт зарубежных товаров.
С такими перевозчиками не спорили - их просто старались не замечать. До той поры, пока некоторые перекосы не стали уж слишком явными. Казалось, после предоставления льгот благодарные владельцы сотен автопоездов откликнутся увеличением налоговых отчислений, но не тут-то было. По официальным ведомостям, водители фур, которые не вылезают из зарубежных рейсов, получают якобы по пять-шесть тысяч рублей. На самом деле - это может подтвердить любой из них - каждый приносит домой не менее тысячи долларов в месяц, а то и больше. Понятно, что налог на доходы физических лиц мог бы резко вырасти в случае честных отчетов.
И на последней сессии областной Думы законодатели впервые решили применить кнут. Хотя они не отказались от льготного разделения перевозчиков, но все же ужесточили некоторые условия. Заместитель губернатора Елена Локтикова назвала корректировки закона "несущественными" и пояснила, о чем идет речь:
- Закон отменяет льготу по транспортному налогу для комбинатов школьного питания, так как за пять лет ею никто не воспользовался. Для международных перевозчиков льгота продлевается, но условия ее предоставления теперь будут иными. Если раньше доля таких перевозок во всем объеме деятельности предприятия должна была составлять не менее шестидесяти процентов, то теперь - минимум семьдесят. Кроме того, мы вводим такой показатель, как среднемесячная зарплата. Она должна быть не ниже 12 тысяч рублей. Ранее такой нормы вообще не было, но дело в том, что у предприятий этой категории зарплата очень разнится. Некоторые указывают, что их работники получают всего пять-семь тысяч рублей. Но бизнес, которым они занимаются, высокодоходен, а потому мы обязаны изменить условия предоставления льгот таким образом, чтобы они платили и налог на доходы физических лиц.
Впрочем, полумеры, предложенные администрацией, вызвали споры. И не могли не вызвать, потому что сфера перевозок остается одной из самых "мутных". Не только "международники" уклоняются от налогов - остальные перевозчики тоже не показывают и десятой части доходов. Как правило, у большинства липовые документы, трудовые контракты. Но до них очередь еще не дошла и, судя по всему, дойдет нескоро. Пока нужно разобраться хотя бы с официальными льготниками.
Депутат Степан Понасов предложил привязать послабления для транспортных предприятий к среднеобластной зарплате:
- Сейчас она составляет примерно 13600 рублей. Нужно исходить хотя бы из этого. Для международных перевозчиков меньше и не может быть. Нужно изживать "серые" схемы и "конверты", казна должна получать свои налоги в полном объеме.
По словам заместителя председателя Думы Анатолия Бугаева, такое предложение они уже обсуждали вместе с налоговиками, но у тех нашлись возражения. Их повторила Елена Николаенко:
- У среднего и малого бизнеса оклады, как правило, очень низкие. Многие не сдают отчетность, статистику. Различны география, экономическое положение предприятий, их налоговая нагрузка. Поэтому взять за критерий среднеобластную зарплату - не совсем справедливо по отношению к хозяйствующим субъектам. Если уж идти по этому пути, то надо брать периоды. Иной подход будет необъективным, так как некоторые виды работ носят сезонный характер.
Тем не менее депутаты решили продолжить наступление. Анатолий Бугаев напомнил, что члены комиссии, которая предоставляет льготы, не раз требовали от перевозчиков поднять средний заработок и перейти на честную отчетность. Не получилось. В итоге теперь думцы решили применить в качестве основного критерия среднеобластной уровень зарплаты за прошлый год. По мнению зампредседателя Думы Михаила Подобедова, такой подход будет "самым справедливым". Вряд ли с ним согласятся работники тех транспортных предприятий, которые никаких льгот от властей не дождались, но все же лед тронулся - подход к экономическим поблажкам стал более объективным.