Стали известны результаты химико-токсикологической экспертизы, показавшей, что командир экипажа и бортпроводница пассажирского самолета авиакомпании "Якутия" едва не отправились в рейс, обкурившись марихуаной.
Инцидент произошел еще 21 октября. Во время предполетного обследования экипажа самолета, вылетавшего рейсом № 758 по маршруту Магадан - Москва, медики обратили внимание на учащенный пульс и высокое давление у командира экипажа, второго пилота и бортпроводницы. Симптомы вызвали у врачей подозрение, и экипаж в полном составе был отстранен от полета, а анализы отправлены на исследование. После 12-часовой задержки рейс был выполнен сменным экипажем.
Вчера в Северо-Восточное межрегиональное управление Росавиации поступило заключение экспертов. Как передает "Интерфакс" со ссылкой на руководителя управления Александра Бугакова, в анализах второго пилота следов наркотиков не обнаружено, а вот командир экипажа и бортпроводница, судя по результатам исследования, употребляли марихуану. Обкуренный летный состав намеревался везти за несколько тысяч километров до Москвы 192 пассажира.
Надо отметить, это не первый случай выявления наркоманов среди летчиков авиакомпании "Якутия". В начале октября нынешнего года в Якутске при личном досмотре у 32-летнего второго пилота воздушного судна была обнаружена крупная партия "спайса". На допросе летчик признался, что не только сам ежедневно употребляет курительную смесь, но и распространяет наркотик среди своих друзей и знакомых. Более того, выяснилось, что действиями наркозависимого пилота руководила ранее судимая за подобное преступление поставщица "спайса". Впоследствии при обыске в ее квартире было обнаружено более килограмма запрещенной синтетической курительной смеси.
Никаких комментариев ни после того случая, ни после ЧП в аэропорту Магадана от руководства авиакомпании не последовало. А вот якутская наркополиция отреагировала на задержание второго пилота со "спайсом" быстро и вполне адекватно.
- Сразу после этого мы проверили на наркотики весь летный состав именно авиакомпании "Якутия", включая бортпроводников, - рассказал корреспонденту "РГ" руководитель пресс-службы управления Госнаркоконтроля РФ по республике Анатолий Трофимов. - Но больше ни одного случая наркозависимости и просто употребления наркотиков среди членов экипажей выявлено не было.
Правда, представитель наркополиции тут же оговорился, что стопроцентного охвата тестированием не получилось по объективным причинам.
- Мы проверили тех, кто во время тестирования находился в Якутске. Но кто-то из членов экипажей в те дни был в отпуске или в командировках. Кроме того, учитывая, что авиакомпания выполняет рейсы и из других городов, некоторые ее сотрудники вообще живут за пределами республики. К сожалению, они находятся вне сферы досягаемости нашего управления, - констатировал Анатолий Трофимов.
В отношении попавшегося со "спайсом" второго пилота и снабжавшей его поставщицы курительной смеси возбуждено уголовное дело. Что касается чрезвычайного происшествия в аэропорту Магадана, все материалы, касающиеся употребления командиром экипажа и бортпроводницей марихуаны, по словам Александра Бугакова, переданы в Магаданскую транспортную прокуратуру и управление ФСБ по Магаданской области.
В Якутии известие о том, что члены экипажа обкурились перед вылетом, вызвало бурю эмоций. Местный сектор Интернета пестрит репликами: "мурашки по спине", "позорище", "ни в какие ворота". Многие не могут поверить в случившееся, считая все "подставой" и происками конкурентов. Да и как поверишь в то, что на употреблении наркотика попался не кто-нибудь, а представитель авиационной элиты - командир экипажа пассажирского самолета!
- Если же это правда, то это из ряда вон выходящий случай, который просто убьет авиакомпанию, - заключил в ходе обсуждения ЧП на интернет-форуме один из пользователей.
Тем временем
На прошлой неделе Росавиация ввела ограничения на полеты в европейские аэропорты четырех авиакомпаний ("ВИМ-Авиа", "Дагестанские авиалинии", "Якутия", "Татарстан"). Как сообщил корреспонденту "РГ" представитель "Якутии", ограничение выполняемых этой авиакомпанией чартерных рейсов в Европу не связано с показателями безопасности. "По этому критерию компания и ее воздушный парк соответствуют всем необходимым требованиям", - подчеркнул он.
Более подробно комментировать сложившуюся ситуацию в "Якутии" отказались, пообещав, что официальная точка зрения на этот счет будет озвучена лишь на следующей неделе.
Возможно, проблемы якутских авиаторов связаны с частыми задержками рейсов, причем вылеты могут выполняться с опозданиями как на внутренних авиалиниях, так и международных. По данным Федерального агентства воздушного транспорта, более 10 процентов рейсов авиакомпании "Якутия" выполняются с задержками. По этому показателю она находится на предпоследнем месте среди российских авиапредприятий. Не исключено, что последней каплей стал недавний случай в аэропорту Краснодара. 5 ноября пассажиры не смогли своевременно вылететь самолетами "Якутии" сразу по трем европейским направлениям: Краснодар - Ларнака, Краснодар - Прага и Краснодар - Римини.
В остальном, как следует из материалов Росавиации, компания "Якутия" вполне успешна, при этом активно работает над обновлением парка воздушных судов. По итогам деятельности за девять месяцев нынешнего года она заняла по основным показателям 15 место среди 35 крупных авиакомпаний страны, показав положительную динамику. Так, за январь - сентябрь 2011-го объемы выполняемых якутскими авиаторами пассажирских перевозок выросли по отношению к тому же периоду прошлого года на 16 процентов - перевезено около 804,5 тысячи пассажиров.