В следующем году региональный бюджет планирует в 50 раз увеличить финансирование туризма.
Вместо четырех миллионов рублей в год, которые на протяжении последних лет шли из казны на потребности отрасли, со следующего года эти расходы составят 200 миллионов рублей. На это региональное правительство пошло в преддверии 350-летия Пензы, которое отмечается в 2013 году. Чтобы подготовиться к приему многочисленных гостей, туристическую отрасль решили сделать более привлекательной уже в будущем году. В первую очередь средства направят на развитие инфраструктуры на ведущих направлениях внутреннего туризма.
Они уже сегодня приносят доход в областную казну. Речь идет об образовательном и оздоровительном туризме. По данным областного комитета по физкультуре, спорту и туризму, на их долю приходится около 80 процентов всех доходов отрасли. Только по итогам первого полугодия пензенские здравницы посетили свыше 18 тысяч человек. Объем оказанных ими услуг составил порядка 190 миллионов рублей. Еще 160 миллионов за полгода заработали пензенские гостиницы и места пребывания туристов. В основном в Пензенскую область едут, чтобы посетить литературные достопримечательности или поправить здоровье. Но чиновники от туризма намерены бороться с этим стереотипом.
- Чтобы упорядочить туристическую сферу и придать ей вектор движения, правительство Пензенской области приняло стратегию развития туризма до 2016 года, - пояснил председатель регионального комитета по физической культуре, спорту и туризму Григорий Кабельский. - Принятый документ определяет приоритеты и важнейшие направления развития туристической сферы. К ним помимо уже популярных видов относятся пока мало известные: природный, этнический, краеведческий и паломнический туризм.
Последний, по мнению экспертов, может уже в ближайшее время стать одной из точек роста пензенской экономики.
- Троице-Сканов монастырь является архитектурной жемчужиной нашего края, - говорит координатор туристических маршрутов Пензенской области Ольга Захарова. - Комплекс подземных пещер, который в настоящее время реставрируется, по протяженности превышает известный комплекс в Киево-Печерской лавре. Уже сегодня в Наровчат едут паломники не только из России, но и из Белоруссии, Казахстана и даже Прибалтики.
Оценить туристический потенциал сурского края воочию смогли посетители региональной выставки "Туризм и отдых - открытое партнерство", итоги которой подвели на минувшей неделе. Здесь давали мастер-класс народные умельцы, велась бойкая торговля сувенирами и проходила презентация мест отдыха.
Выставку посетили представители около сотни турагентств со всего Поволжья, а также из Москвы и стран ближнего зарубежья. Они обсудили общие проблемы развития отрасли. В качестве готового рецепта специалисты предложили обратить внимание на брендинг территорий. В настоящее время правительство Пензенской области заказало масштабное маркетинговое исследование, чтобы определить туристические предпочтения и соотнести их с реальными возможностями. Эксперты уже подсчитали, что при условии создания развитой инфраструктуры область способна принимать до миллиона туристов в год.
Сергей Кривцов, председатель совета "Межрегиональной туристской ассоциации "Приволжье" (Нижний Новгород):
- Главная проблема продвижения внутреннего туризма заключается в нашей разобщенности. В каждом регионе в этой сфере работают не более пяти-десяти туроператоров, и зачастую они не знают тех, кто работает в соседней области. Наша задача - объединить усилия. Одним из первых шагов может стать создание совместного календаря мероприятий, чтобы усилить событийный туризм и вывести его на межрегиональный уровень. В этом нам, конечно, поможет изучение мирового опыта. За границей туризм развит не только благодаря красивым легендам, которыми привлекают путешественников, но и сопутствующими условиями - высокоорганизованным бытом и доступными ценами.