08.11.2011 00:44
Экономика

В Госдуму внесены поправки в закон о деятельности таксоперевозчиков

Текст:  Булат Каримов (директор Некоммерческого партнерства "Лига такси")
Российская Бизнес-газета - : №40 (822)
Читать на сайте RG.RU

Под давлением профессионального сообщества таксистов 5 октября (т. е. через месяц и 5 дней после вступления в силу N 69-ФЗ, регулирующего деятельность таксоперевозчиков) депутаты внесли в Госдуму законопроект N 609378-5, вносящий первые изменения в N 69-ФЗ. До 6 ноября думский профильный комитет рассматривал отзывы, предложения и замечания по законопроекту. На 17 ноября запланировано рассмотрение законопроекта в первом чтении. Скорость принятия решений поражает воображение.

При этом кипят страсти, которые выплескиваются на граждан нашей страны через экраны телевизоров, газетные публикации и интернет-форумы. Одни перевозчики поспешили получить разрешения на таксомоторные перевозки (в тех регионах, где их начали выдавать), другие заняли выжидательную позицию, третьи - приняли решение уйти в тень либо найти легальные пути обхода N 69-ФЗ. Большинство же таксистов нашей страны, по моему мнению, просто не понимают сути происходящих изменений и строят мрачные прогнозы по поводу будущего своего бизнеса.

Законопроект N 609378-5 предусматривает возможность подачи заявления на получение разрешения на осуществление деятельности такси в электронном виде через портал госуслуг (очень актуально для сибирских и дальневосточных регионов страны с их огромными расстояниями), а также конкретизирует список документов, необходимых для получения разрешения, что, в свою очередь, позволит избежать "перегибов" на местах. Важный момент: законопроект разрешает аренду автотранспортных средств, привлекаемых для работы в такси у физических лиц, на основании договора аренды, заключенного в период до 1 мая 2011 года, до окончания срока его действия. Напомню, что невозможность привлекать большинство "физиков" для работы в такси, а также требование к субъектам предпринимательства, осуществляющим таксомоторную деятельность, иметь автомобиль в собственности или в лизинге в соответствии с N 69-ФЗ, стало основным камнем преткновения между таксомоторным сообществом страны и властями. Данная поправка, по моему мнению, позволит таксомоторному сообществу дать время для подготовки бизнеса к новым требованиям законодательства.

Большое раздражение у таксомоторного бизнеса страны вызвало требование N 69-ФЗ об обязательном наличии в каждом автомобиле такси таксометра. Дело в том, что таксометр является устаревшим по сути прибором, который редко используется у современных таксомоторных перевозчиков. Кроме того, зачастую, наличие таксометра в автомобиле такси приводит к дополнительным расходам пассажиров. Законопроект N 609378-5 позволяет использовать программно-аппаратное обеспечение, выполняющее функцию таксометра. Таким образом, таксомоторные перевозчики смогут использовать широкий спектр современного софта и оборудования для расчета стоимости поездки, соответствуя при этом новым требованиям законодательства и не нарушая интересы пассажиров такси.

Законопроект также отодвигает срок вступления в силу требования о наличии таксометра либо программно-аппаратного обеспечения, выполняющего функцию таксометра, на один год и вводит годовой мораторий на введение субъектами РФ единой цветовой гаммы кузова для такси.

Следующее эпохальное событие для таксомоторного бизнеса России, по моему мнению, состоялось 24 октября, когда в Москве был учрежден Национальный совет такси, решение о создании которого было принято на первом съезде таксистов страны. Его учредителями стали некоммерческие и саморегулируемые организации, объединяющие сотни таксомоторных перевозчиков со всей страны. Лига такси также стала учредителем Национального совета такси.

Национальный совет такси, по моему мнению, в кратчайшие сроки должен стать влиятельным общественным органом, который будет защищать интересы таксомоторного бизнеса на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, разрабатывать нормативную базу по таксомоторной деятельности и методические рекомендации по реализации законодательства в сфере такси, устанавливать на добровольных началах национальные стандарты и правила работы таксомоторных перевозчиков.

Национальный совет такси должен стать добрым союзником органов государственной власти различных уровней по всем вопросам, касающимся организации и регулирования таксомоторной сферы. Со временем, с развитием процесса саморегулирования в России Национальный совет такси должен быть встроен в систему государственного регулирования таксомоторной деятельности нашей страны.

Очень важно, как мне кажется, еще на этапе формирования Национального совета такси сформулировать основные проблемы таксомоторного бизнеса:

- "сырой" N 69-ФЗ, недоработанная нормативно-правовая база,

- отсутствие развитой инфраструктуры такси,

- отсутствие профессиональной подготовки и ориентации таксистов, потеря "связи поколений" в такси,

- проблемы с организацией допуска таксомоторов на социальные и пассажирообразующие объекты, полосы общественного транспорта,

- проблемы с организацией стоянок автомобилей такси,

- невозможность застраховать автомобиль, эксплуатируемый в такси,

- невозможность приобретения автомобиля в лизинг,

- дефицит наиболее популярных автомобилей, эксплуатируемых в такси,

- засилье нелегальных перевозчиков в ряде регионов страны,

- отсутствие государственной программы по поддержке таксомоторного бизнеса и другие.

Особенно активно, по моему мнению, Национальный совет такси должен лоббировать любые шаги экономической поддержки таксомоторного бизнеса со стороны властей. И таких примеров, кстати, немало. В частности, в Санкт-Петербурге, Москве, Нижегородской области и еще в ряде регионов успешно работает программа "Социальное такси". В соответствии с ней отдельные категории граждан (инвалиды, пенсионеры) имеют право воспользоваться услугой такси со значительной скидкой. Основная стоимость поездки компенсируется таксомоторным перевозчикам из региональных бюджетов. Необходимо расширить географию регионов, в которых работала бы программа "Социальное такси", а также круг лиц, имеющих право воспользоваться услугой "Социального такси". Похвальным также является решение московских городских властей предоставлять льготный лизинг таксомоторным компаниям. Питерские законодатели в первом чтении городского закона, регулирующего таксомоторные перевозки, предусмотрели бесплатный доступ таксистов на основные пассажирообразующие узлы города, а также льготы для таксистов по арендной плате за землю и иные объекты недвижимости, принадлежащие городу. Кроме того, в Санкт-Петербурге планируют оказывать информационную поддержку легальным перевозчикам.

Если подытожить, то можно сказать, что впервые, с момента принятия N 69-ФЗ, у меня появился оптимизм по поводу будущего таксомоторного бизнеса в нашей стране, т. к. учрежденный Национальный совет такси теперь будет всегда на страже интересов таксомоторных перевозчиков и пассажиров такси и с его помощью можно будет добиться гармонизации законодательства в сфере такси.

Общественный транспорт Госдума