Вчера в Центризбиркоме начала работу "горячая линия" связи с избирателями. Эта форма обратной связи стала традиционной - она работает уже четыре года. За это время ее пункты были открыты в 78 регионах страны, и на них поступило более 66 000 обращений.
Формально Центризбирком не имеет отношения к "горячей линии". Ее официальные организаторы - Институт социально-политических исследований РАН, Координационный совет по защите избирательных прав граждан, Общественная палата и Российский фонд свободных выборов. Но уровень содействия ЦИК этой общественной инициативе настолько высок, что ее можно считать механизмом взаимодействия Центризбиркома и избирателей.
Самое избирательное ведомство страны предоставляет ей помещение в атриуме своего главного здания, на избирательных участках по всей стране размещается листок с телефонами центрального и региональных пунктов "горячей линии". Соответственно из всех наблюдающих организаций, обладающих такими каналами связи, именно эта "горячая линия" является доминирующей.
На предыдущих выборах в Госдуму на общественную "горячую линию" поступило 32 460 обращений, на последовавших за ними президентских - 22 327. Стоит отметить, что непосредственно на день голосования и период подсчета голосов пришлась только треть всех звонков.
"Мы готовы и ожидаем, что поток обращений по количеству будет приблизительно такой же, - рассказал "РГ" председатель Координационного совета по защите избирательных прав граждан Игорь Богданов. - Весь технический потенциал и оборудование рассчитаны именно на этот поток".
В этом году кроме традиционных каналов получения информации по телефону и через интернет-портал "горячая линия" планирует принимать сообщения еще и посредством Skype.
Традиционно обращения, поступающие на "горячую линию", бывают трех видов. Большинство звонков, по словам экспертов, относятся к информационно-разъяснительной работе: люди задают вопросы о процедуре и технологии выборов, а операторы "горячей линии" на них компетентно отвечают. Вторая группа звонков связана с социально-бытовыми проблемами. "Люди, чувствуя выборную конъюнктуру, как всегда, будут пытаться решать свои насущные вопросы, и они имеют на это полное право, - рассказал Богданов. - Но таких обращений становится значительно меньше. Раньше около 50% вопросов были социально-бытового характера, теперь есть явная тенденция к уменьшению".
Третья группа вопросов, с которыми люди звонят на "горячую линию", собственно по избирательной тематике. Это сигналы о возможных нарушениях, претензии к организаторам и активным участникам выборов.
По мнению экспертов, большинство обращений по этой группе будут связаны не с федеральными, а с региональными выборами. Наибольшее количество звонков по этой тематике ожидается из 27 регионов, где будут проходить местные выборы законодательных органов власти.
При этом сама "горячая линия" занимается только сбором и перенаправлением полученной информации. По каждой группе обращений будут составляться экспресс-сводки, которые затем отправят регулирующим адресатам: информация о возможных нарушениях на выборах пойдет в избирательные комиссии, жалобы на социально-бытовые проблемы упадут в почтовые ящики органов исполнительной власти, отвечающих за их решение.
"Горячая линия" работает не только в Москве: региональные пункты открыты в 42 субъектах, еще с 20 есть договоренности о сотрудничестве. Некоторые были открыты почти месяц назад, последние могут быть открыты за день-два до начала голосования. Кроме телефонно-сетевой "горячей линии" в день выборов в здании ЦИК будет также работать СМС-портал "Код правды", который станет еще одним источником информации для членов Центризбиркома и журналистов.
Впрочем, 4 декабря в России будут работать еще несколько "горячих линий", не имеющих отношения к Центризбиркому, - таких, как, например, линия ассоциации "Голос".
Свои собственные "горячие линии" открывают партии, но от них сложно ожидать объективности: один из таких "горячих" порталов, созданный якобы по инициативе беспартийных программистов и блоггеров, сообщает о десятках нарушений у всех партий, кроме одной.