Наталья Шагайда, главный научный сотрудник Всероссийского института аграрных проблем и информатики, д.э.н.
У юридических лиц, имеющих землю на правах постоянного бессрочного пользования, появился шанс выкупить ее у государства или арендовать и после 1 января 2012 года. В Госдуму внесен законопроект, продлевающий установленный государством срок переоформления на 3 года. Землепользователи восприняли это с надеждой: а вдруг получится - и назначенную дату снова передвинут!
Получалось уже не раз: сначала c 2004 года на 2006-й, потом на 2008-й, затем на 2010-й, а чуть позднее на 2012 год. Казалось, этому марафону не будет конца. Но, видимо, будет. Чтобы все поняли серьезность намерения государства, в Кодексе об административных правонарушениях с 1.01.2013 г. начинает действовать статья 7.34 о штрафе до 100 тыс. рублей, который будет налагаться на юрлиц, не переоформивших свои права на участки.
Но давайте разберемся: почему переносили сроки? В первую очередь по той причине, что невозможно было выполнить меняющиеся нормы, которые государство выставляло для переоформления. Особенно тяжело пришлось сельхозорганизациям, где масса участков разбросана по местности, занята болотами, оврагами, кустами, лесами. Великое множество самых разных "частей земной поверхности", как описывает сам термин "участок" Земельный кодекс РФ. Впрочем, тут же уточняя: границы ее (поверхности) должны быть "определены в соответствии с федеральными законами". А вот федеральные законы и в 2001, и в 2008, и в 2010 годах определяли эти границы так, что почти ни один участок, сформированный в момент его передачи в постоянное (бессрочное) пользование юридическим лицам в начале 90-х, им не соответствовал.
Так, до 2004 года, когда первый раз был сдвинут срок переоформления, к заявлению о переоформлении нужно было приложить кадастровый план, а если его не было, то в статье 36 ЗК РФ было предусмотрено, что "за счет указанных лиц (т.е. заявителя) устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка". Но в кадастровых палатах говорили, что у участков условные номера, поэтому кадастровый план они выдать не могут, границы неточны.
Позднее, в 2007 году был разработан перечень документов, которые нужно прикладывать к заявлению. А кроме кадастрового плана - выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здания и сооружения на участке или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права. А кто забыл, в ЕГРП на тот момент были внесены права на доли процента от наличных зданий и сооружений. Чтобы принести выписку, сначала надо было в ЕГРП внести информацию о правах, а для этого провести техническую инвентаризацию, представить техническую документацию на объект. В колхозах и совхозах, где часто строили хозспособом, таких документов быть не могло, делать их заново было очень накладно. Потом в кадастровых палатах стали требовать, чтобы в ходе работ по описанию границ участка на учет ставили не один участок, который был сформирован в 90-х годах, а каждый овраг, участок между полями под кустарниковой растительностью и так далее. Понятно, что переоформление осуществлялось в единичных случаях. Например, одна из сельскохозяйственных организаций Московской области переоформляет с 2007 года права пользования 779 га, которые были переданы ей как единый участок в 1992 году. Между тем внутри этого участка - более трех сотен отдельных, больших и маленьких участков. За 2,5 года было оформлено в аренду только 199 га в виде 119 участков. Хотели сформировать один участок из 119 кусочков, но в кадастровой палате потребовали сначала поставить на учет каждый отдельно. Эти участки - государственные - были сформированы, поставлены на кадастровый учет, зарегистрированы договоры аренды за счет сельхоз организации. В итоге стоимость кадастровых работ составила 995 тыс. рублей. На уплату пошлин за регистрацию договоров аренды понадобилось еще 11,9 тыс. руб.: по 100 руб. за договор (до конца 2008 года плата была не 100 руб., а по 15 тыс. руб.). Но это не все. Неформальные платежи в кадастровую палату, чтобы ее работники (на районном и областном уровне) не искали причин отказать в постановке 119 участков, составили 5 долларов за сотку. При этом сама арендная плата за участки общей площадью 199 га ежегодно обходится всего в 0,3% от кадастровой цены, или около 14 тыс. рублей. Получается, что государство, выстроив свои требования, обогатило частные компании и отдельных чиновников: само получит единовременно всего 11, 9 тыс. руб. в виде пошлин и 14 тыс. руб. в год арендной платы, а землеустроители и иже с ними - 995 тыс. руб. плюс 99,5 тыс. долларов враз.
Конечно, хорошо, если в кадастре есть точная информация об участках, а в органах по техническому учету - об объектах. Но нужно понимать, что если ее нет, если с этим государство мирилось много лет, если нет возможности влиять на цены работ, необходимых для постановки на кадастровый и технический учет, то требовать наведения порядка можно, но не более.
Постепенно понимание того, что формальные институты неадекватны ситуации, было осознано всеми. Условия стали постепенно менять. 29.11.2010 г. были упрощены требования к документам, которые нужно было приложить к заявлению о переоформлении (помогло слабо), 18.07.2011 г. в ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" разрешили переоформлять права на участок при отсутствии кадастрового паспорта, по кадастровой выписке. Последнее обновление перечня документов к заявке произошло 13.09.2011 г. Теперь в принципе можно без волокиты переоформить участки, но не участки сельхозорганизаций, на которых числится лес. С ними по-прежнему много неясностей.
Только 15 сентября нынешнего года минэкономразвития стало налаживать мониторинг процесса переоформления. Впрочем, и без мониторинга ясно, что в сельхозорганизациях такого переоформления почти нет. Например, на 1 января 2001 г., то есть на момент введения требования о переоформлении, в их пользовании числилось 271,5 млн га. Это в основном земли, которые не относятся к сельскохозяйственным угодьям, в том числе и леса. На начало 2011 года таких земель уже 171,5 млн га. Можно сказать, что процесс идет: за 10 лет переоформлено около 100 млн га! Но, во-первых, переоформить осталось почти в два раза больше, чем уже переоформлено. Во-вторых, а переоформлено ли? Если переоформили, значит, арендовали или выкупили - так ведь? Теперь смотрите: площадь арендованных земель сократилась на 44,1 млн га, в собственности юрлиц увеличилась, но только на 5,5 млн га. Зато площадей несельскохозяйственных угодий стало меньше на 115 млн га. То есть сокращение произошло не в результате переоформления, угодья попросту передали в другие категории земель. Переоформить до конца года оставшиеся земли даже после всех послаблений невозможно. Так что переносить сроки нужно. И это не вина землепользователей.