Закон о выплате накопительных пенсий может быть принят Госдумой до конца нынешней сессии. Поправки к его второму чтению депутаты ожидают до конца нынешней недели.
Об этом сообщил вчера глава Комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев.
Уже в этом году право получить накопительную часть пенсии имеют 400 тысяч человек, со следующего года - более 4,2 млн., подсчитывает советник президента Национальной ассоциации НПФ Валерий Виноградов. Примерно две трети этих граждан являются клиентами Пенсионного фонда.
"Мы ждем принципиальных поправок, касающихся периода выплат накоплений, - уточняет Исаев. - Не может пенсия, формирующаяся в системе обязательного страхования, выплачиваться в течение ограниченного срока. Пенсия - это пожизненная выплата".
Первоначальный вариант законопроекта, подготовленный минэкономразвития, предусматривал возможность срочных выплат - в течение семи или десяти лет. На таком подходе настаивают и НПФ. Поскольку бессрочные выплаты, в случае если пенсионер проживет дольше расчетного периода получения пенсии, обеспечивать НПФ неоткуда.
Сейчас идет речь о том, что срочные выплаты все-таки будут. Но только для граждан, которые участвовали в накопительной схеме исключительно в первые два года ("двухпроцентники"), получатели маткапитала и участники программы софинансирования пенсий. Однако принятие проекта закона в таком виде не решает основных проблем развития накопительной составляющей, предупреждает Виноградов. Первая проблема - это возможность наследования. Сейчас право на накопления наследники имеют только, если гражданин ни разу не получал выплаты. Если же они были произведены хотя бы раз, но пенсионер скончался, вся оставшаяся сумма уходит в "общий котел". Решить проблему, полагает он, может только принятие закона, разрешающего срочные выплаты для более широкого круга.
В части законодательства о накопительном компоненте пенсионной системы имеются существенные пробелы, констатировал замминистра здравоохранения и соцразвития Юрий Воронин. Например, до сих пор не продуман механизм защиты пенсионных накоплений от обесценивания. Причины могут быть разные - глобальные (неблагоприятная ситуация на фондовом рынке) и локальные (непродуманная финансовая стратегия отдельных НПФ и УК).
"Что делать, когда сумма накоплений на счете будущего пенсионера становится меньше номинала в случае неумелого управления или ситуации на рынке? Видимо, включать страховой механизм, - предположил Юрий Воронин. - Либо возложить ответственность на учредителей НПФ по примеру Голландии, США, Канады. У нас же НПФ носят бренды крупных компаний. Но их клиенты и не подозревают, что бренд этот ничего не значит, что в случае банкротства фонда учредители по его обязательствам отвечать не обязаны".
Еще один сложный момент - как быть в случае возникновения текущих убытков. Разносить их по лицевым счетам будущих пенсионеров (в расчете на то, что до момента назначения пенсии ситуация выправится) или компенсировать за счет собственных средств НПФ или УК.
Эти и другие проблемы функционирования накопительной системы, пообещал Воронин, будут широко обсуждаться в рамках подготовки стратегии долгосрочного развития российской пенсионной системы. Над проектом документа сейчас работает минздравсоцразвития, привлекая международных экспертов (подписано соглашение с МОТ).
Юрий Воронин не скрывает, что его ведомство будет предлагать вывести накопительный компонент пенсионной системы за рамки обязательного государственного пенсионного страхования. Тогда все проблемы, связанные с финансовыми рисками накопительной системы, перестанут быть "головной болью" государства. Работник, по мнению Воронина, должен иметь право выбора - копить вместе с НПФ или УК, используя рыночные механизмы, но и идя при этом на сознательный риск. Либо предпочесть "синицу" - остаться в государственной системе, получая страховую пенсию, пусть меньшую, но зато надежную.
При этом представитель минздравсоцразвития подчеркивает, что излагает только одну точку зрения, с которой полимизируют несколько экспертных групп либеральных экономистов.
Свои предложения по этому поводу уже подготовили эксперты, работающие над обновлением стратегии-2020, рассказывает Виноградов. Предполагается создание трехуровневой системы страхования. Первый уровень - это создание страховых фондов самими НПФ и УК, которые должны будут отчислять в такую "копилку" определенный процент. Второй уровень - создание системы страхования в структуре Агентства по страхованию вкладов. И третий уровень - это гарантии госбюджета по пенсионным накоплениям. Но он может задействоваться только в том случае, если не срабатывают первые два варианта, вероятность такого сценария, по расчетам экспертов, минимальна, говорит Виноградов. Причем получать подобную страховку смогут только люди, выходящие на пенсию в момент кризиса. Но участвовать в такой системе должны не только НПФ и УК, но и Пенсионный фонд, настаивает Виноградов. Между тем перевод накопительной части пенсии в добровольный формат приведет к тому, что при сегодняшнем низком уровне зарплат большинство граждан перейдет в солидарную систему, предупреждает эксперт: "В этом случае будущая пенсия не будет зависеть от личного участия и вклада гражданина, мы получим классический "собес". С той разницей, что в советские времена соотношение пенсионеров и работающих граждан было совершенно другим, работающих было больше".
"Дискуссии будут жаркими, это нормальный процесс, мы к этому готовы", - говорит замминистра.