09.11.2011 00:09
Культура

На "Винзаводе" в Москве прозвучала скандинавская музыка

На "Платформе" зазвучала современная музыка
Текст:  Елена Юринская
Российская газета - Федеральный выпуск: №251 (5627)
Читать на сайте RG.RU

Кому нужна современная музыка из Норвегии? Прояснению этого вопроса были посвящены три дня в Зале Белого (вина) на "Винзаводе", где обосновался проект современного искусства "Платформа".

Куратор музыкальной программы "Платформы" композитор Сергей Невский предложил в качестве осенней экспансии современной академической музыки "Идею Севера". Это название родилось благодаря экспериментам молодых скандинавских композиторов, превратившихся в перформеров - создателей и исполнителей музыкальных видеоперформансов.

В экспериментальной работе Run time error датчанина Симона Стеен-Андерсена музыка становится не только единым целым с видеорядом, его тайным подтекстом, но и сама рождается, творится из визуально-звуковых сегментов. Композитор, чтобы создать музыку, поначалу производит огромной сложности перформанс, в котором он как одержимый бегает с микрофоном и записывает производимые им самим звуки. Банки, падающие с лестницы, включение торшера, звучание стаканов и чашек, гул печной трубы, скрип открываемой двери... Все эти движения, равно как и извлекаемые звуки - результат более-менее случайного выбора, овеществленный и озвученный случай. Но вот волшебство: композитор начинает упорядочивать изображение и звук по своей собственной логике. Два экрана с изображением его перформанса начинают играть роль музыкальных инструментов. Композитор создает электронную симфонию, где звуки и производившие их жесты становятся единым музыкально-визуальным пространством. Симон Стеен-Андерсен - один из лидеров этого весьма востребованного в Европе направления. Он и представленный в программе "Платформы" норвежец Эйвинд Торвунд выходят в своих экспериментах за чисто музыкальные рамки: в стихии видеоперформанса они чувствуют себя столь же свободно, как и в музыкальном пространстве, когда в академических изысканиях они находят место фольклорным мотивам или элементам популярной музыки.

Два ноябрьских вечера на "Винзаводе" не дублировали друг друга. Каждый включал помимо исполнения произведений двух скандинавских композиторов работы их российских коллег. Борис Филановский представил музыкальную рефлексию "Collectivision" для аккордеона и 7 губных гармошек, вдохновленную неосуществленным проектом Константина Мельникова "Сонная соната", где знаменитый архитектор разрабатывал циклопических размеров санаторий лечебного сна. А "Телевизор" киевлянина Шмурака вырос из хаоса телевизионного контента.

Прямая речь

Сергей Невский,

композитор, куратор проекта:

- Название "Идея Севера" родилось из одноименной радиопередачи Глена Гульда. В Норвегии поздно сложилась традиция академической музыки. Там только в 1972 году появилась консерватория. Из своей маргинальности они попытались сделать некое музыкальное преимущество. Моя идея привезти их в Москву заключалась в том, чтобы и российские современные композиторы услышали эти возможности. Дело в том, что музыка современных композиторов очень сильно реагирует на акустический мусор и делает из этого серьезное искусство, не впадая в популизм. Так, представленная пьеса Антона Васильева "Борис и Наташа" откровенно цитирует артистическую стратегию Тер-Агосяна, осознанно артикулируя взаимоотношения с поп-культурой.

Музыка