В последние годы АК "АЛРОСА" столкнулась с целым рядом проблем, вызванных экономическим кризисом и ухудшением конъюнктуры алмазного рынка. Хотя сам по себе кризис оказался сравнительно кратковременным, и после небольшой паузы цены на алмазном рынке снова пошли вверх, тем не менее, кризисные последствия оказались достаточно серьезными и растянулись на несколько лет.
Проблемы финансовые и акционерные
Экономический кризис в 2008 году очень сильно ударил по АК "АЛРОСА", в результате чего у компании резко выросли краткосрочная и долгосрочная задолженности. Если в 2007 году долгосрочная кредиторская задолженность составляла 41 млрд рублей, а краткосрочная - 49,4 млрд, то в 2010 году долгосрочная задолженность выросла до 98,9 млрд, а краткосрочная - до 12,9 млрд рублей.
Итого задолженность выросла с 90,4 млрд до 111,8 млрд рублей. При этом, если в 2007 году АК "АЛРОСА" имела нераспределенной прибыли 98,5 млрд, то в 2010 году - 70 млрд рублей. Таким образом, за последние два с половиной года финансовое положение компании ухудшилось, и она потеряла свою финансовую устойчивость.
Для разрешения финансового кризиса руководство АК "АЛРОСА" планирует увеличить сбыт алмазов и привлечь около 3 млрд долларов по IPO в 2012 году. По словам президента АК "АЛРОСА" Федора Андреева, алмазы могут стать инвестиционным инструментом. "Государство, выкупив у "АЛРОСы" алмазы в Госфонд, заработало около 40% годовых за два года", - заявил Андреев. Однако эксперты сомневаются в том, что алмазы могут стать инвестиционным инструментом, поскольку их стоимость трудно оценить. "Алмаз - штучный товар, поэтому трудно создать емкий и ликвидный рынок этого инструмента", - считает эксперт Rough & Polished Сергей Горяинов
Мировой опыт, в частности опыт компании De Beers, также показывает, что идея создания алмазных инвестиционных фондов практически нереализуема.
Другим способом решения финансового кризиса компании является размещение 20-25% акций АК "АЛРОСА" по IPO в 2012 году, в ходе которого планируется привлечь около 3 млрд долларов. По данным компании, часть вырученных средств пойдет в инвестиционную программу - до 2018 года планируется инвестировать 7,5 млрд долларов, то есть по 1,07 млрд долларов в год, а часть средств будет направлена на рефинансирование задолженности в размере 3,2 млрд долларов.
И это решение сомнительно. Во-первых, объем нераспределенной прибыли на 31 декабря 2010 года составляет 70 млрд 026 млн рублей, что по курсу рубля на эту же дату составляет 2 млрд 303 млн долларов. Чистая прибыль по РСБУ составила 8 млрд 777 млн рублей, что составляет 288,7 млн долларов. Итого - 2 млрд 591,7 млн долларов. Дополнительно чистая прибыль за первое полугодие 2011 года составила 26 млрд 267 млн рублей, что составляет по курсу доллара на 17 октября 2011 года 855,6 млн долларов.
Всего по итогам 2010 и первое полугодие 2011 года компания располагает 3 млрд 447,3 млн долларов. При таких финансовых ресурсах для АК "АЛРОСА" нет никакой необходимости прибегать к размещению акций, поскольку имеющиеся финансовые ресурсы вполне достаточны как для погашения задолженности, так и для выполнения инвестиционной программы. Если за второе полугодие 2011 года АК "АЛРОСА" получит около 850 млн долларов чистой прибыли, то после погашения задолженности и выполнения годовой части инвестиционной программы получится остаток в размере примерно 27 млн долларов. В условиях динамичного роста цен на алмазы, которые уже на 8% превысили докризисный уровень и растут далее, АК "АЛРОСА" вполне может погасить свою задолженность, не прибегая к IPO и к рефинансированию.
Во-вторых, решение о размещении на рынке 20-25% акций компании объективно приведет к размыванию доли основных акционеров (50,92% акций АЛРОСы принадлежит Росимуществу, 32% - Якутии и 8% - улусы Якутии) и приведет либо к сокращению государственного пакета акций, либо к отказу правительства Республики Саха (Якутия) от блокирующего пакета акций. Впрочем, эксперты считают, что соотношение долей может быть сохранено. "Если будет принято решение о допэмиссии, то, вероятнее всего, она будет проведена так, чтобы акционеры сохранили действующие между ними соотношения по пакетам акций", - говорит ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. Но в этом случае, скорее всего, федеральному центру придется выкупать часть выпущенных акций. Поэтому сама по себе идея допэмиссии акций компании вызывает сильные сомнения в своей целесообразности.
Жилищно-коммунальные проблемы
В ходе подготовки к IPO АК "АЛРОСА" и правительство Республики Саха (Якутия) заключили "Договор о социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия)" в рамках согласительных процедур по снятию законодательных ограничений для перерегистрации компании из ЗАО в ОАО. По оценке президента республики Егора Борисова, выгода республики от этого договора составляет 53 млрд рублей. Вместе с тем Борисов заявил: "На имя председателя правительства Якутии Галины Данчиковой пришло письмо за подписью президента "АЛРОСы" Федора Андреева, в котором сообщалось, что договор отнесен компанией к коммерческой тайне, и Федор Андреев обращался к правительству республики с просьбой не допустить разглашения содержания договора".
Если компания готовилась к открытому размещению акций, а сам договор выгоден Якутии - одному из основных акционеров, то в чем состоял смысл отнесения его к коммерческой тайне? Публикация договора и комментарии его пунктов показали, что АК "АЛРОСА" фактически отказывается от содержания жилищно-коммунального комплекса и целого ряда социальных функций, передавая их муниципалитетам и республике (пункты 2,8, 2.10, 2.17, 2.18, 2.19, 2.21 договора).
Между тем, Мирнинский район Республики Саха (Якутия) не готов принять на себя расходы по содержанию жилищно-коммунального хозяйства и жилищного фонда. АК "АЛРОСА" в 2010 году выделяла для содержания местной инфраструктуры 4 млрд рублей. Согласно отчету об исполнении консолидированного бюджета, представленного на XVIII сессии Мирнинского районного совета 28 апреля 2011 года, доходная часть консолидированного бюджета составляет 3 млрд рублей, расходная - 2,88 млрд рублей. Профицит местного бюджета в 2010 году составил всего 120 млн рублей. И при передаче на баланс Мирнинского района большого жилищно-коммунального хозяйства бюджет района станет дефицитным и будет нуждаться в дотировании со стороны республиканского бюджета, а в конечном итоге - со стороны федерального бюджета, поскольку в 2010 году бюджет Республики Саха (Якутия) был сведен с дефицитом в 4 млрд 562 млн рублей.
Кроме того, в Мирнинском районе довольно высокая степень износа жилого фонда. По данным на 2004 год, износ свыше 65% составляет 11,4% от жилого фонда района, от 31 до 65% - 15,4%, кроме того нет данных по 18,8% жилого фонда. По данным Городского совета г. Мирного, в 2007 году в городе имелось 129,2 тысячи кв. метров ветхого жилья (18,8%), а также 277 тысяч кв. метров жилья, требующего капитального ремонта. Итого, в замене и ремонте нуждалось 59,1% всего жилого фонда города. По оценке 2007 года, на эти нужды требовалось примерно 9,88 млрд рублей.
Подобные расходы совершенно неподъемны ни для муниципального, ни для республиканского бюджетов. В случае передачи всего жилищно-коммунального комплекса и жилого фонда муниципалитетам расходы на его содержание и ремонт, скорее всего, будут дотироваться из федерального бюджета. Если же не будет выделяться достаточно средств, то износ основных фондов постепенно приведет к резкому ухудшению условий жизни местного населения. Ведь финансирование ЖКХ местными бюджетами за счет других направлений приведет к резкому и быстрому ухудшению социально-культурной сферы, благоустройства, образования. Парадокс ситуации заключается в том, что в конечном итоге в Мирнинском районе проживает большое количество работников АК "АЛРОСА", и ухудшение условий их жизни несомненно скажется на производственной деятельности самой компании.
Конечно, экономический кризис серьезно повлиял на состояние компании и заставил искать выходы из сложившегося положения. Однако предложенные методы ликвидации последствий влияния кризиса на АК "АЛРОСА" вряд ли можно назвать целесообразными и продуманными. Предложенные руководством "АЛРОСы" меры, давая кратковременное улучшение ситуации, в конечном итоге ведут к ухудшению положения компании и Якутии. Во-первых, через допэмиссию акций и IPO в компанию могут войти акционеры, не заинтересованные в развитии Якутии, а заинтересованные в получении быстрой прибыли на растущем алмазном рынке. И они будут влиять на политику компании. Во-вторых, меры, предусмотренные подписанным между "АЛРОСой" и правительством Республики Саха (Якутия) договором, ведут к ухудшению условий жизни, по крайней мере, в Мирнинском районе, что скажется на производстве и добыче алмазов, поскольку работа рудников, производительность труда и объем добычи алмазов зависят в конечном счете от работников.
Это, по сути дела, "подрубание корней", и при такой политике компания рискует столкнуться с последствиями своих же решений уже через 5-6 лет.
Вариантов ликвидации последствий кризиса больше одного, и проблему нужно рассмотреть комплексно, с учетом перспектив развития компании и районов Якутии, избегая рискованных решений.