Учебный год принес в столичные школы как никогда много новшеств. Вступили в действие федеральные государственные образовательные стандарты в начальной школе, в учебный процесс входят новые технологии, сфера образования вышла в городе на одно из самых приоритетных направлений. Как это скажется на школьниках, их родителях и учителях, а главное - на качестве образования? Об этом шел разговор на "Деловом завтраке" в "РГ" с руководителем департамента образования Москвы Исааком Калиной.
Российская газета: Исаак Иосифович! С апреля в Москве реализуется пилотный проект по выравниванию финансирования школ и подтягиванию самых слабых из них до уровня сильных. Можно ли уже говорить о его первых итогах?
Исаак Калина: Безусловно. Напомню: с 1 апреля в проекте приняло участие 125 школ, с 1 июля присоединиться к ним появилось желание еще у 134, с 1 октября - влились еще 724 школы. В итоге число участников проекта достигло 983 школ. Благодаря ему столица получила абсолютно прозрачную, логичную и справедливую систему финансирования образования московских школьников. Ведь как было прежде? Самые лучшие хорошо финансируемые лицеи и гимназии получали от города по 120 тысяч рублей на ребенка, а норматив обычных школ был 63 тысячи. Теперь нормативы отличаются лишь по классам. Самый маленький у всех - в начальной школе - - 84 тысячи, а на учащегося 10-го, 11-го класса - у всех теперь 123 тысячи. В итоге бюджет любой школы, которая участвует в пилотном проекте, может просчитать даже второклассник, владеющий умножением и сложением. Для этого ему достаточно умножить норматив на количество учащихся в одной параллели, а затем сложить с другими параллелями. Конечно, увеличение нормативов для достижения этого равенства потребовало от города серьезных дополнительных финансовых вливаний. Только в этом году на реализацию проекта выделено 2,5 миллиарда рублей и еще 15 миллиардов - уже на следующий год.
|
Видео: Сергей Минабутдинов |
Но все-таки главная цель проекта - обращаю на это особое внимание, не экономическая, а педагогическая и состоит она в повышении качества образования. Достигается это появлением заинтересованности у коллектива школы в целом и каждого педагога в отдельности в том, чтобы родители выбрали для своего ребенка именно их школу. Ведь если они предпочтут соседнюю, то эта школа останется без учеников, а значит, и без денег. Такой подход важен и для ребенка, который, не смотря на малый возраст, отлично понимает разницу между школой, где на образование тратится 60 тысяч на ученика и той, где вдвое больше. Ощущение несправедливости - ведь это не он выбирает, где учиться, для маленького человека может стать зародышем обиды на мир, из которого впоследствии вырастет его негативное отношение к нему. Постановление правительства Москвы N 86 от 22 марта, в котором прописано, что дети имеют право на равный ресурс от города, исключило питательную почву для такой обиды в детских душах.
РГ: А как новый принцип финансирования сказался на зарплатах педагогов? Многие опасались, что она станет ниже…
Калина: Выделенные городом средства направляются главным образом на увеличение заработной платы. И если в 2010-м году средняя зарплата в школах была от 22 тысяч рублей до 67 тысяч в месяц, то в сентябре этого года самая низкая средняя зарплата среди участников пилотного проекта - 38 тысяч рублей. За сентябрь она повысилась на 10 процентов, немного поднялась и в октябре. О снижении же у людей, сохранивших нагрузку, не может быть и речи.
РГ: И тем не менее, несмотря на новые механизмы финансирования, некоторые школы, судя по обращениям читателей, продолжают собирать деньги с родителей…
Калина: Убежден, что речь идет о школах, пока не вошедших в пилотный проект. Со всей ответственностью заявляю: при нынешнем нормативе финансирования нет необходимости собирать деньги с родителей для нужд школы ни в одном учебном заведении города. Тем не менее, к сожалению, такая привычка кое у кого сохранилась. Вы дадите мне номер школы и скажете, кто именно вымогал у вас деньги. Меры будут приняты. Мы будем и в дальнейшем разбираться с такого рода конкретными случаями. Но я скажу о другом. Выдергивание сорняков вручную на поле - занятие эффектное, но не эффективное. Нужна грамотная обработка почвы и тогда поле будет чистым. Нормативно-подушевое финансирование - как раз тот способ, который, я надеюсь, скоро поможет школам избавиться от прежних вредных привычек.
Полный текст "Делового завтрака" с Исааком Калиной будет опубликован в одном из ближайших номеров "РГ".