10.11.2011 07:57
Общество

Свердловские предприятия, не имеющие в штате инвалидов, будут штрафовать

Свердловские предприятия, не имеющие в штате инвалидов, будут наказаны
Текст:  Надежда Гаврилова (Свердловская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №252 (5628)
Читать на сайте RG.RU

На последнем заседании Палаты представителей Законодательного собрания Свердловской области одобрены законопроекты, которые создают экономические стимулы для предприятий, дающих работу инвалидам. Однако помогут ли налоговые "кнут и пряник" реально увеличить занятость людей с ограниченными возможностями, еще вопрос.

Так, предлагается снизить до 13,5 процента ставку налога на прибыль тем организациям, в которых не менее половины всех работников - инвалиды, а доля расходов на оплату их труда превышает 25 процентов. Если в таких структурах работают не менее 35 человек, то их предлагается также освободить от уплаты налога на имущество, используемое для производства и реализации товаров, работ и услуг. Законы могут вступить в силу уже с января 2012 года.

Кроме того, трудоустройства людей с ограниченными возможностями касается и еще одна законодательная новация, карающая штрафом организации, не выполнившие региональную квоту приема на работу лиц этой категории. Под юрисдикцию нового закона (если он будет окончательно утвержден) попадут предприятия с общей численностью сотрудников более ста человек, в штате которых менее трех процентов инвалидов. С 1 июля 2012 года им придется заплатить административный штраф - от 30 до 50 тысяч рублей. Этот законопроект является "спутником" вступившего в силу в августе закона "О гарантиях занятости инвалидов в Свердловской области". Квота была определена именно там, нынешний же нормативный акт лишь устанавливает ответственность за несоблюдение прописанных в нем норм.

Документ весьма логично вписывается в концепцию реабилитации инвалидов в Свердловской области на 2011-2015 годы, проект которой размещен на сайте регионального министерства соцзащиты. В ней указано, что на территории области проживает 334 581 инвалид (это почти 8 процентов всего населения региона). 107 тысяч из них - это люди трудоспособного возраста, большинство из которых нуждаются в трудоустройстве. В проекте концепции также приводятся следующие цифры: "По состоянию на 1 октября 2010 года квота для приема на работу инвалидов установлена 1507 организациям и составляет 20063 человека". Однако фактически на предприятиях области работают только 12,7 тысячи. Получается, что те организации, в штате которых потенциально могли бы числиться оставшиеся нетрудоустроенными 7,3 тысячи человек, с 1 июля следующего года отведают административного кнута и будут наказаны рублем.

А вот пряники власти раздают весьма неохотно. Налоговые льготы (возможность не платить авансы по налогу на имущество организаций и транспортному налогу, возможность рассрочки уплаты этих налогов, предоставление налогового кредита, возможность платить налог на прибыль по пониженной ставке) предоставляются только тем предприятиям, в штате которых числится инвалидов больше установленной квоты. Понятно, что такое положение вещей не устраивает руководителей бизнеса.

- Далеко не все предприятия смогут выполнить требования нового закона, - комментирует ситуацию исполнительный директор Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Анатолий Леонтьев. - В основных отраслях промышленности - металлургии, горно-промышленном комплексе, машиностроении - устроить инвалидов на профильные специальности практически невозможно.

Леонтьев заметил, что союз предлагал иной выход из ситуации еще на этапе обсуждения закона о гарантиях занятости инвалидов. Альтернативой их обязательному приему на работу промышленники тогда называли размещение заказов на созданных за счет облбюджета предприятиях, где бы работали только люди с ограниченными возможностями. Руководитель регионального представительства бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей при "ОПОРЕ России" в Свердловской области Елена Артюх тоже считает, что создание для трудоспособных инвалидов специальных муниципальных или государственных предприятий было бы обоснованным и разумным шагом. Квота на прием таких особых работников, по мнению Артюх, не должна распространяться на частные фирмы.

- Для защиты трудовых прав инвалидов у государства есть все механизмы и полномочия: собирать налоги, формировать налоговую политику, распоряжаться средствами внебюджетных государственных фондов (отчисления в которые, кстати, с 1 января существенно повысились), в том числе и в интересах социально незащищенных граждан, - говорит эксперт. - В этом процессе роль бизнеса - работать, зарабатывать и платить законно установленные налоги и взносы. Полагаю, что нагрузка на предприятия, особенно некрупные, и так достаточная.

В пресс-службе одного из металлургических холдингов корреспонденту "РГ" рассказали, что выполнить норму закона о трудоустройстве инвалидов стараются: создают штатные единицы, передают в Центры занятости населения информацию о подобных вакансиях. Однако получается принять инвалидов далеко не во все подразделения предприятий, входящих в холдинг: в большинстве цехов вредные условия труда, людям с ограниченными возможностями там работать запрещено. Поэтому металлурги считают более разу­мной ранее действовавшую норму закона, которая обязывала предприятие, где не созданы условия для труда инвалидов, заплатить определенную сумму в бюджет области. Эти деньги потом направлялись на материальную помощь.

Когда закон о гарантиях занятости инвалидов только разрабатывался, промышленники предлагали внести в документ ряд норм, создающих стимулы принимать инвалидов в штат. Например, компенсировать предприятиям затраты на оборудование специальных рабочих мест. Просили также оставить им право выбора: либо принимать инвалидов на работу по квоте, либо перечислять деньги в бюджет. Но в итоге предложения работодателей депутаты отклонили.

Вряд ли кто-то сегодня возьмется утверждать, что закон, призванный защитить трудовые права инвалидов, действительно поможет людям с ограниченными возможностями зарабатывать на жизнь. Достаточно вспомнить скандал десятилетней давности, развернувшийся вокруг екатеринбургского концерна, производящего косметику. Тогда на предприятии числилось около двух тысяч инвалидов-надомников, которые якобы тестировали продукцию. Концерн получал весьма ощутимые налоговые льготы за то, что принял их в штат. Однако когда эти льготы были отменены, всех инвалидов тут же уволили. Тогдашний министр экономики и труда области Галина Ковалева, комментируя ситуацию, говорила, что и принимая на работу инвалидов, и увольняя их, предприятие руководствовалось исключительно экономическими мотивами. Сегодняшний закон "О гарантиях занятости инвалидов в Свердловской области" повторения такого сюжета не исключает.

Вероятен и другой вариант развития событий: фирмы предпочтут заплатить штраф (сумма которого в общем-то невелика), но не ломать голову над тем, в какой бы отдел пристроить инвалида. Такой исход становится наиболее вероятным, если принять во внимание тот факт, что квалификация таких работников в основном ограничена довольно узким рядом профессий. К тому же образовательный уровень инвалидов в среднем ниже, чем у обычных безработных.

Наверное, поэтому среди рекомендаций минсоцзащиты о профессиональной реабилитации инвалидов нет пункта о том, что следует обязать поголовно все предприятия принимать людей с ограниченными возможностями на работу. В проекте концепции говорится, что нужно искать новые пути "обеспечения трудовой занятости инвалидов с учетом спроса и предложения на региональном рынке труда". Вот только что это за пути, не сказано.

Соцзащита Свердловская область Урал и Западная Сибирь