Социологический опрос, проведенный в Свердловской области, показал, что рынок бесплатной юридической помощи в регионе плохо развит и нечетко позиционирован.
Исследование проводилось институтом "Право общественных интересов" в Екатеринбурге, Каменске-Уральском, Первоуральске, Нижнем Тагиле и Ревде. В нем приняло участие 2000 респондентов, отобранных случайным образом при поквартирном обходе. Полевые работы выполнял фонд "Социум".
Как пояснили представители российского филиала института "Право общественных интересов", Свердловская область стала исследовательской площадкой не случайно: здесь представлены разные провайдеры бесплатных юридических услуг, неплохо развит и рынок. Было интересно посмотреть, как люди этим пользуются. И оценить, насколько эффективны реализуемые программы.
Оказалось, что рядовые жители по-прежнему воспринимают юридические услуги как нечто для привилегированных слоев, весьма дорогое (даже обеспеченные участники опроса уверены, что не более 50 процентов населения РФ в состоянии оплатить работу профессионального юриста). При этом граждане совершенно дезориентированы в ценах. В группе тех, кто не обращался за профессиональной правовой помощью, 89 процентов не знают, сколько стоит консультация. И даже среди тех, кто уверяет, что прибегал к услугам юристов, такой информацией не владеют 54 процента.
При этом надо признать, что уральцы опровергли стереотипы о правовом нигилизме населения. 80 с лишним процентов, столкнувшись с проблемой, пытаются ее решить правовыми методами. Правда, за помощью к профессионалам обращается лишь треть, большинство же полагается на собственные силы, знакомых юристов, опыт друзей, соседей и т. д. Интересно, что сегодня ключевую роль в получении информации для респондентов играет Интернет - так называемые юридические онлайн-консультации.
- Эту тенденцию можно оценивать положительно. Никто не пытается искать в Сети выверенный рецепт, полученную информацию используют, чтобы сориентироваться в ситуации и сохранить приватность, - комментирует социолог Асмик Новикова.
Примечательно, что уральцы высоко оценивают свои шансы на победу в потребительских конфликтах, например, при покупке бракованного телевизора. И теряют уверенность, когда второй стороной спора являются властные структуры и организации ЖКХ. В основном отстаивать свои интересы в судах гражданам приходится самостоятельно, потому что найти юриста, который сопровождал бы "коммунальные" и "социальные" дела, довольно сложно, даже за деньги, утверждают организаторы исследования.
Основная масса тех, кто прибегал к платным услугам, потратила на эти цели до 15 тысяч рублей - сумма существенная, но для семейного бюджета не критическая. При этом люди остались довольны и ходом процесса, и его результатом. Но были и такие (15 процентов), кто, взвесив потенциальные финансовые и временные траты и результат, который нельзя спрогнозировать, отказались от идеи добиваться справедливости у Фемиды.
К сожалению, опрос показал, что бесплатная помощь юристов у населения не ассоциируется с профессионализмом. Термины "юридическая клиника" или "госюрбюро" не прозвучали в ответах респондентов ни разу, хотя в Свердловской области имеются подобные организации. Граждане предпочитают обращаться со своими проблемами в прокуратуру, полицию, приемные политических партий, в социальные службы и районные администрации, полагая, что там они гарантированно получат юридический совет, который поможет дальше действовать самостоятельно. 215 человек, прибегавших к бесплатной юридической помощи, не смогли вспомнить, к кому конкретно обращались.
- Получается, что много общей информации, а реальной, инструментальной, которая позволяет планировать свои действия и оценивать финансовые возможности, нет. И это серьезный барьер, мешающий в случае необходимости обратиться к юристу. Рынок юридических услуг в регионе большой, цены не заоблачные, просто люди не понимают, как этим воспользоваться: куда обращаться, по каким вопросам, во сколько им это обойдется? В результате порядка 70 процентов потенциальных клиентов до юристов не доходят. Юридическому сообществу надо активнее заниматься социальным маркетингом, - резюмирует Асмик Новикова.