В рамках борьбы с коррупцией надо кардинально пересмотреть систему наказаний за водительские нарушения. Правила дорожного движения - не догма, а живое и развивающееся учение о том, как нам двигаться.
Почему бы не заставить водителей, давно не садившихся за руль, проходить переподготовку? А еще - давайте перестанем считать встречную полосу запретной зоной, сплошная линия - не священная граница, иногда не грех ее и нарушить.
Место встречной - изменить нельзя
Такие, казалось бы, крамольные мысли витают в правовом сообществе. С ними поделился со мной один из членов правления Ассоциации юристов России. По его мнению, нельзя судить одной меркой "безбашенных" лихачей и серьезных водителей.
"Жесткие и безальтернативные наказания за выезд на встречную полосу только провоцируют коррупцию, - сказал он. - У человека нет выхода: если дело уйдет в суд, лишат прав. Никто не станет разбираться, заехал ли водитель на пять сантиметров или полметра, вынужденно "заступил" через сплошную на узкой дороге или запутался на развязке - пощады не будет. На руках инспектора в таком случае все козыри: проще договориться на месте, за соответствующее вознаграждение".
По его словам, "расстрел без исключения" был введен несколько лет назад в политических (и - благих) целях: власти хотели снизить аварийность. Проблема в том, решили где-то наверху, что водители потеряли страх, летают по встречной, обгоняют пробки, умирают и убивают лоб в лоб.
"Была дана жесткая установка: наказывать без послаблений, - рассказывает правовед. - Суды стали, как на конвейере лишать водителей прав, не особо вникая в обстоятельства". Для справки: только за 6 месяцев нынешнего года прав за выезд на встречную полосу были лишены более 90 тысяч водителей. А письменное предупреждение (это значит, грех был, но, по мнению судьи, за него достаточно погрозить нарушителю пальцем) - получили 4 (четыре!) человека.
"Но разве у нас стали ловить только отмороженных водителей? - говорит правовед. - Нет, в Москве есть места, где невозможно проехать, не заступив, скажем, потому что обочина забита. По "странному" стечению обстоятельств, именно там инспекторы любят устраивать ловушки, ты проехал перекресток, а тебя там уже ждут. Или плати, или будешь ходить пешком". У кого есть деньги - пополняет карман инспектора. У кого нет - улучшает статистику (возвращаться с дежурства без оформленных протоколов инспектору тоже не комильфо). Как ни крути, инспектор всегда в плюсе.
Иногда нарушить не грех
"Давайте разберемся, кого защищает автоинспектор на дороге: норму и государство или нас с вами? - говорит представитель АЮР. - По умолчанию принято считать, что норму и власть. Но это в корне неверный подход. Автоинспектор защищает нас: наше право не быть задавленными машиной, право ехать свободно по своей полосе, право не получить в бок на повороте. Теперь разберемся, кому опасен водитель, заступивший сплошную в пустынном московском переулке? Или - тот, кто проехал, не разобравшись, в обратном направлении по пустой улице с односторонним движением? Чье право он нарушил? Даже скорость в таких случаях невелика. Так давайте не будем приравнивать его к лихачам. Конечно, если у человека будет несколько похожих нарушений, появится повод задуматься - для этого и нужна более гибкая система штрафов и наказаний. В законе надо подробно прописать, когда выезд на встречную полосу не страшен, когда достаточно наказать малым штрафом, а в каких случаях, образно говоря, и расстрела мало".
Разговор на эту тему возник в ходе обсуждения проекта новой концепции минюста по взаимодействию общества и государства по борьбе с коррупцией. Проект вызвал широкой резонанс не только в профессиональной среде: проблема, так или иначе, касается всех. А что первое приходит на ум, когда мы говорим про коррупцию? Как ни странно, дороги.
Курсы неопытных подснежников
"Порядок надо наводить сразу и везде, - говорит правовед. - Не получится подтянуть какую-то сферу, забыв про остальные. Коррупция ведь, как зараза, опять перекинется на очищенную территорию. Ничего не изменят и какие-то единичные меры. Взять те же дороги (дороги! Я не подсказывал - он сам про них заговорил. Прим. автора), просто штрафы или какие-то репрессивные меры порядка не наведут. Кто мне угрожает на дороге? Не тот водитель, кто случайно заехал на встречную. А тот, кто купил права. Еще угрожает "подснежник", давно не садившийся за руль. Давайте введем переподготовку для водителей, потерявших опыт".
Но и курсы "подснежников" сами по себе ничего не изменят. Если можно купить права, почему нельзя будет купить свидетельство о прохождении переподготовки? Только в комплексе с другими мерами, продолжает правовед, от идеи будет толк.
Система нарушений должны быть гибкой, и предусматривать в том числе вечерние лекции для водителей-нарушителей. Такое было в советские времена, и по рассказам бывалых водителей, приносило пользу.
Еще нужна грамотная организация дорожного движения. Пробки начинаются не на дорогах, а в головах, продающих, допустим, столичную землю, которая была зарезервирована под хордовые магистрали.
Точнее, уже продавали - власть в столице поменялась, прежние кадры ушли. Однако исправить сделанное нереально - не станешь же сносить понастроенные бизнес-центры, торговые замки и жилые хоромы. Теперь надо искать пути решения проблемы, с головой распоряжаясь оставшимися путями…
"Сейчас много говорят, мол, надо стимулировать граждан, чтобы не давали взяток, боролись с коррупцией, - закончил свою мысль правовед. - А я считаю, людей не надо стимулировать, они и так согласны жить честно. Надо стимулировать чиновников, тех же автоинспекторов, чтобы добросовестно выполняли свою работу, не видели в человеке дойную корову. Надо поставить гражданина начальника в такие условия, чтобы все мысли были - только по делу".
Эти бы слова - да чиновнику в сердце.
Другие подробности на эту тему будут приведены во вторник - в статье в ближайшей полосе Право.