На компенсацию убытков от пригородных железнодорожных перевозок в восьми областях Центральной России и Поволжья требуется более полутора миллиардов бюджетных средств.
Тема рентабельности пригородного железнодорожного сообщения была поднята, как обычно, накануне принятия региональных финансовых планов. Как социальный вид транспорта, электропоезда пользуются особым вниманием властей. Слухи о грядущем уменьшении количества поездов сразу вызывают недовольство и пенсионеров-дачников, и сельских жителей, добирающихся на работу в Воронеж или райцентры. К тому же правительства ряда областей входят в число учредителей ОАО "Пригородная пассажирская компания "Черноземье", в чьем ведении находятся электрички.
Территориальную ППК создали в конце прошлого года - руководство "РЖД" подписало соответствующее соглашение с властями Белгородской, Воронежской, Липецкой и Тамбовской областей. За железнодорожниками остался контрольный пакет (50,5 процента акций), а участие регионов было пропорционально их доле в структуре перевозок. Так, четверть уставного капитала акционерного общества досталась воронежскому ГУП "ПАТП № 3", десять и девять процентов акций соответственно - тамбовчанам и белгородцам, пять получила администрация Липецкой области. Пассажирская компания начала продавать билеты, арендовала у материнской структуры подвижной состав, вокзальные площади и посадочные платформы и с 1 июля 2011 года функционирует как полноценный перевозчик. В зоне ее обслуживания, помимо Черноземья, Пензенская, Рязанская, Саратовская и Тульская области.
Предполагалось, что выделение пригородных перевозок в самостоятельный бизнес позволит снизить их убыточность - путем регулирования тарифов, оптимизации расписания и увеличения компенсаций из казны. Однако, как сообщил гендиректор компании Виктор Шубин, суммы, заложенные на данный момент в региональных бюджетах, в десятки раз меньше необходимых. Повысить средний тариф (сегодня это 11-11,4 рубля за зону) более чем на 11 процентов нельзя. В Воронежской области разница между расходами на перевозки и доходами от реализации билетов составляет свыше полумиллиарда рублей в год. На компенсации в казне зарезервировано 11,4 миллиона.
Такой разрыв - и в остальных регионах. В Белгородской области электрички "съедают" 270 миллионов рублей, в Тамбовской и Липецкой - по 200, в Курской - 115, в Саратовской - 100. Наименьшие расходы в Рязанской (81 миллион) и Пензенской (62 миллиона) областях, но убытки нечем покрывать и там. Ни одно направление движения электричек компании не удалось вывести "на ноль". По итогам 2011 года доход ППК "Черноземье" ожидается в размере 725 миллионов рублей, убыток - на уровне полутора миллиардов.
- Во всех регионах есть понимание, что выделение средств необходимо, но конкретные решения власти не принимают, - подчеркнул Виктор Шубин, говоря о том, что в бюджеты на будущий год следовало бы заложить средства на полноценное возмещение потерь. Иначе придется на треть сократить объемы перевозок. Пока же в зоне обслуживания компании курсирует около 180 пар поездов в сутки. Наибольший пассажиропоток - в Воронежской (8,4 миллиона человек), Белгородской (4,2 миллиона) и Тамбовской (2,56 миллиона) областях.
В ЯРОСЛАВСКОЙ и КОСТРОМСКОЙ областях, хотя власти в нынешнем сезоне серьезно задолжали Северной пригородной пассажирской компании (соответственно 316 и 118 миллионов рублей), сокращения электричек в 2012 году не будет. Об этом сообщил гендиректор компании Сергей Шутов. То есть к услугам ярославцев останутся все 63 поезда, которые занимались пригородными перевозками, костромичей вновь обслужат около 50 составов. По словам Сергея Шутова, нет в планах и увеличения тарифов. Правда, многое будет зависеть от успешности переговоров с региональными властями. На компенсацию убытков СППК от пригородных перевозок в этом году в бюджете Ярославской области запланировано всего 90 миллионов рублей, а в Костромской и вовсе 5,27 миллиона. Железнодорожники надеются, что на эти цели в бюджеты следующего года регионы внесут более адекватные цифры.