Выставка "Родина", собранная галеристом и директором музея PERMM Маратом Гельманом - это подборка клишированных представлений о России, картинок, которые можно было бы легко продать за границей.
Выставку "Родина" в музее современного искусства PERMM открывает чучело. Чучело самого знаменитого российского символа - двуглавого орла. Художник Юрий Шабельников извел на символ две натуральные птички, расположив их на фоне пустот в виде скипетра, державы и трех корон. Выпотрошенная и засушенная Родина приветствует своих зрителей.
- Уже давно наблюдаю за любительскими попытками "создать положительный имидж России" всяких русских и зарубежных пиар-контор, - объясняет свою задумку Марат Гельман. - Когда во время "Белых ночей" зашел разговор о русской выставке на фесте в Армении и потом в Мексике, задумал проект с рабочим названием "Кавер Раша" ("Обложка России"). Словно издается журнал о России для иностранцев. И у него хороший бильд-редактор, который каждый раз подбирает шедевр для обложки.
Портрет "Родины" создавали 30 художников и творческих групп, чьи работы и играют роль "шедевра с обложки". Кроме мумифицированного герба, это еще и мавзолей с бесчиленными бюстами Ленина. А пресловутая русская соборность тоже предлагается оптом: в виде десяток бутылок с синими спринцовками на тонких горлах.
Здесь же образы вождей нынешних, вписанных в историю - заседание законодательного собрания с известными любому иностранцу российскими правителями стилизовано под картину Репина "Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года". Борис Ельцин, Геннадий Зюганов, Владимир Путин и Дмитрий Медведев в шитых серебром и золотом мундирах, голубых орденских лентах заседают за столами малинового сукна. Или вот ветераны Второй мировой - на небесной лазури и сочной траве танцуют, ибо подвиг их оценен и щедро оплачен благодарными потомками. Или шахтеры Кузбасса - чумазые герои труда.
Образами трех богатырей очень выгодно торговать, как и кусочками черного хлеба под докторской колбасой - таковы умилительные с точки зрения любого иностранца экспонаты "Кухонного супрематизма" от "Синих носов".
Но, пожалуй, нынешний символ Родины - это черная дыра с узнаваемыми географическими контурами, вырезанными в половых тряпках - инструменте гастарбайтеров. Это художник Хаим Сокол нашел нерв современности. Среди клишированных представлений о Родине не хватает разве что чучела матрешки и супрематической балалайки.
Этот образ Родины, к сожалению, действительно узнаваем: мы до сих пор - это Гагарин, плацкартный вагон и дырявые тапочки под нижней полкой. Мы - это гигантские памятники, мы - это грубый черный хлеб. Этот образ, выпотрошенный и засушенный, давно бы пора признать чучелом, но никак сил на это не хватает.