14.11.2011 00:06
Власть

Новые технологии должны помочь избирателям

Текст:  Константин Новиков
Российская газета - Федеральный выпуск: №255 (5631)
Читать на сайте RG.RU

Структура ЦИК намерена разработать законопроект о политической рекламе

 

Российский центр обучения избирательным технологиям намерен лоббировать принятие закона о политической рекламе.

Об этом в пятницу на пресс-конференции сообщил глава ведомства Александр Иванченко. По его словам, при размещении информационных материалов о выборах на билбордах ЦИК приходится сталкиваться с алчностью муниципальных чиновников. "Мы совместно с Общественной палатой подготовим пакет предложений, - пообещал начальник РЦОИТ, заметив, что политическая реклама сегодня имеет крайне разрозненное правовое регулирование, "все отдано на откуп муниципалитетам, которые относятся к ней как к своей коммерческой вотчине.

Кроме того, Иванченко сообщил о том, что выпущен рабочий блокнот избирательной комиссии. "Запаковано в целлофан, стерильная чистота. В первом томе - выжимки из всех нормативных актов, которыми должна пользоваться каждая комиссия. Вторая часть - контрольная, где фиксируются все документы, с которыми должна работать комиссия". Тираж рабочего блокнота - 120 000 экземпляров. Документы уже отправляются по адресам. Стоимость тиража вместе с доставкой составляет около 4 млн рублей.

Особого внимания Александра Иванченко заслужила общая концепция информационной кампании, которую Центр разработал для привлечения избирателей. Это набор плакатов, роликов и билбордов. Регионы либо принимали его на вооружение и адаптировали на местности, либо отказывались, придумывая свои собственные концепции и слоганы.

Так, например, петербургский избирком сделал одним из слоганов "Выбирай надежных!". "РГ" поинтересовалась у главы РЦОИТ, не дискриминирует ли этот слоган те партии, о которых избиратель не может составить впечатление, надежные они или нет. А главное, имеет ли право избирком призывать голосовать за кого бы то ни было? Александр Иванченко ответил уклончиво: "Я не сторонник того, чтобы связывать руки субъектам в адаптации наших наработок. Я не вижу в ней (рекламе "Выбирай надежных". - "РГ".) негатива, который бы повлиял на выбор избирателей Санкт-Петербурга".

Зато он подверг критике Московский городской избирком, который выбрал свою концепцию. И по чистой случайности она до степени смешения совпала с концепцией одной из партий. Впрочем, главу РЦОИТ не устроило не это: "Москва не восприняла наши рекомендации, не восприняла тот стиль, который мы предложили. Это организационная недоработка. Москва - не столица электоральной культуры, и мы будем над этим работать".

Также Иванченко сообщил, что РЦОИТ готовит исследовательский проект, который будет реализован на двух ближайших днях голосования и позволит по итогам думской и президентской кампаний выработать критерии эффективности избирательной кампании.

Впрочем, тот факт, что избирательная система в России эффективна, для Иванченко очевиден. "Сегодня мы вышли на тот уровень проведения выборов, которому завидуют Европа и Америка. Мы решаем задачи по организации федеральных выборов в огромной стране. Провести избирательную кампанию на такой территории, с труднодоступными местами, и провести на высоком организационном уровне, - это задача для профессионалов, которые занимаются организацией и проведением выборов не один год. С учетом того, что системе избирательных комиссий в следующем году исполняется 20 лет, можно сделать вывод, что за это время мы продвинулись значительно дальше, чем Америка за последние 100, и Европа за последние 200 лет", - с гордостью отметил Иванченко.

В этот же день на своем заседании ЦИК в очередной раз подтвердил эту мысль. Центризбирком ввел очередную новеллу в рамках глубокой технической модернизации избирательного процесса. С 24 ноября по 6 декабря любой избиратель может со своего мобильного телефона отправить пустое сообщение на короткий номер 5503 и получить полезную информацию.

Самый длительный период - с 24 ноября по 4 декабря - в ответ на запрос будет приходить список политических партий, которые участвуют в голосовании. Реклама услуги будет вывешена на сайте ЦИК и распространена по участковым избирательным комиссиям. То есть если человек знает, что такое сайт Центризбиркома, но не знает о том, какие в России партии (и найти на сайте эту информацию он тоже не в состоянии), выход есть. Еще одна возможность применения услуги - если человек пришел на избирательный участок, но не знает участников предвыборной гонки.

С 4 по 6 декабря на тот же запрос будет выдаваться более ценная информация - предварительные итоги голосования в режиме онлайн.

Будут задействованы 15 операторов сотовой связи, которые перекрывают 95% территории России, сообщил член Центризбиркома Валерий Крюков.

Внутренняя политика Технологии ЦИК