ВАС РФ подтвердил право компании на применение налоговых вычетов по НДС в отношении приобретенных ремонтных работ, связанных с улучшением имущества общего пользования, собственником которого она не является, но которое необходимо для нормального осуществления предпринимательской деятельности. Это решение актуально для многих налогоплательщиков, инвестирующих в строительство (реконструкцию) объектов коммерческой недвижимости или производственных фондов.
Закрепляя право налогоплательщика на применение налоговых вычетов по НДС, статьи 171 и 172 НК РФ связывают возможность реализации этого права по общему правилу с фактом приобретения товаров (работ, услуг), для совершения операций, признаваемых объектом налогообложения, принятия их на учет и наличием надлежащим образом оформленного счета-фактуры. Как свидетельствует практика применения этих законоположений, отсутствие более четких критериев для определения возникновения у налогоплательщика права на уменьшение исчисленной суммы НДС на сумму предъявленного налога нередко являются основанием для возникновения налоговых споров по поводу правомерности применения налоговых вычетов.
Так, многие компании, инвестирующие в строительство (реконструкцию) объектов коммерческой недвижимости или производственных фондов, сталкиваются с отказом в применении налоговых вычетов и учете расходов для целей налогообложения прибыли при приобретении ремонтных работ, связанных с улучшением имущества общего пользования, являющегося государственной собственностью, но которое необходимо для нормального функционирования указанных объектов. К такому имуществу, в частности, относятся дороги общего пользования, используемые или предполагаемые к использованию в производственных и иных коммерческих целях (подвоз сырья и материалов, необходимых для производства продукции или строительства новых производств и иных коммерческих объектов, вывоза готовой продукции для реализации и пр.). При этом такие ремонтные работы осуществляются налогоплательщиком вынужденно и за его счет при отсутствии как встречных обязательств со стороны заинтересованных лиц по финансированию результатов выполненных работ, так и договорных отношений с лицами, ответственными за содержание автомобильных дорог.
Формально указанные выше правовые нормы не препятствуют применению налогоплательщиком налоговых вычетов НДС, предъявленного ему подрядной организацией при выполнении перечисленных работ. Вместе с тем, по мнению налоговых органов, поскольку объекты, в отношении которых производится ремонт, не являются собственностью (основными средствами) налогоплательщика, то приобретение работ по их ремонту производится вне связи с совершением операций, признаваемых объектом налогообложения. Это в соответствии со статьей 171 НК РФ исключает возможность применения налоговых вычетов НДС, уплаченного налогоплательщиком при приобретении работ по их ремонту. Причем нормативную базу для такого вывода налоговых органов составляют акты законодательства о бухгалтерском учете, а не положения законодательства о налогах и сборах, закрепленные статьями 171 и 172 НК РФ.
Спор, возникший между компанией-инвестором и налоговым органом по поводу правомерности применения налогоплательщиком вычетов по ремонтным работам автомобильной дороги общего пользования, был рассмотрен ВАС РФ 25.10.2011 г. (Определение от 14.07.2011 г. N ВАС-3844/11) и был разрешен судом в пользу компании.
Отменяя судебные акты нижестоящих судов, которые согласились с доводами налогового органа, ВАС РФ указал следующее. Ремонтируемая за счет средств налогоплательщика автомобильная дорога общего пользования не является его основными средствами. Однако это обстоятельство не препятствует возможности учесть суммы НДС в налоговых вычетах, поскольку произведенные затраты носят производственный характер, осуществлены в целях производства продукции, реализация которой создает (создаст) объект обложения НДС и не противоречит правилам применения налоговых вычетов, предусмотренных статьями 171 и 172 НК РФ. В этом случае ВАС РФ фактически подтвердил ранее высказанную им позицию относительно правомерности применения налоговых вычетов при приобретении налогоплательщиком услуг, оказанных в отношении товаров, выбывших из его права собственности при сохранении коммерческого интереса к их реализации (Постановление ВАС от 22.12.2009 г. N 11175/09). При этом суд в данном деле учел, что на начало строительства завода автомобильная дорога находилась в состоянии, не пригодном для использования ее транспортными средствами высокой грузоподъемности, и это обстоятельство могло в дальнейшем оказать негативное влияние на способность поставлять продукцию потребителям.
Такой подход ВАС РФ, использованный для обоснования правомерности применения компанией налоговых вычетов по НДС в рассмотренной им ситуации, будет являться также справедливым применительно к оценке обоснованности понесенных затрат для целей налога на прибыль организаций. Ценность анализируемой позиции заключается также и в том, что она должна оказать положительное влияние на арбитражную практику по делам, связанным с применением налоговых вычетов по НДС применительно к случаям передачи созданных в рамках реализации инвестиционных проектов объектов инфраструктуры органам власти или специализированным организациям, складывающуюся в настоящее время несколько по-иному.
В этой связи участники налоговых правоотношений, осуществляющих аналогичные расходы, могут учесть рассмотренную правовую позицию при формировании своих налоговых обязательств по НДС и налогу на прибыль. При этом необходимо учитывать, что решение вопросов налогообложения операций, совершенных в отношении объектов инфраструктуры в рамках строительства или реконструкции объектов коммерческой недвижимости или производственных фондов, в любом случае будет зависеть от содержания и документального оформления этих операций и должно решаться индивидуально применительно к конкретной ситуации.