На новенького
- Когда была выдвинута идея о создании наднационального антимонопольного органа Таможенного союза?
- О необходимости создания наднационального органа по конкуренции речь шла достаточно давно, еще в декабре прошлого года между нашими странами было подписано Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции. Именно тогда и договорились, что необходима структура, которая в числе прочих возьмет на себя функции по проведению конкурентной политики в едином экономическом пространстве. В этом году в Астане оговаривались технические детали формирования нового органа.
- Кому будет подчиняться этот орган?
- В рамках Таможенного союза создается Евразийская экономическая комиссия. По предварительному подсчету, этой комиссии Соглашениями, формирующими ЕЭП, передается около 90 функций и полномочий (не считая уже возложенных полномочий в сфере таможенно-тарифного регулирования). Это полномочия в сферах макроэкономики, естественных монополий, промышленных субсидий, железнодорожного транспорта, сельского хозяйства, государственных закупок и, что немаловажно, конкуренции. Будет сформирована двухуровневая система наднационального регулирования. Первый уровень (межгосударственный) - Совет Комиссии, формируемый из первых заместителей председателей правительств сторон. Второй уровень (наднациональный) - коллегия комиссии, состоящая из профессиональных международных чиновников, назначаемых президентами сторон. Как раз одному из членов этой коллегии и будет подчиняться новый наднациональный антимонопольный орган - пока мы называем его Департамент по конкуренции.
- Вам не кажется, что структура получилась чересчур сложноподчиненной? Не приведет ли это к затягиванию рассмотрения дел по конкуренции в рамках ТС?
- Нет, планируется создание специальной процедуры рассмотрения дел. Наша задача, чтобы сроки рассмотрения были приближены к действующим в настоящий момент в ФАС России, а это в среднем от трех до шести месяцев. При этом бывают случаи, когда Европейская комиссия расследует дела о нарушении конкуренции даже в течение нескольких лет. И это нормально. Это связано с тем, что приходится распутывать клубок сложных экономических взаимоотношений. Безусловно, рассмотрение подобных дел требует тщательного экономического анализа и не может идти как по конвейеру.
- Кто будет возглавлять антимонопольный департамент ТС?
- Пока об этом говорить еще рано - решение не принято.
Но очень важно, что состав департамента планируется формировать на конкурсной основе, где ключевым критерием является профессионализм соискателей.
- А кем будет финансироваться новый наднациональный орган по конкуренции?
- В настоящий момент рассматривается возможность выделения финансовых средств из бюджетов трех государств.
- Когда новый наднациональный орган начнет работать?
- Надеюсь, что уже в 2012 году он сможет функционировать как рабочий орган. Отмечу, что Евразийская комиссия по Таможенному союзу уже сейчас работает в новом формате. И как только будет ратифицировано соответствующее соглашение, новый орган приступит к своей деятельности. Передача полномочий департаменту будет осуществляться постепенно - в три этапа. Так, не позднее чем через 20 месяцев со дня вступления в силу Соглашения о конкуренции передаются полномочия по контролю за соблюдением запрета на недобросовестную конкуренцию, через 22 месяца - по контролю за соблюдением запрета на антиконкурентные соглашения и уже через 24 месяца - полномочия по контролю за соблюдением запрета на злоупотребление доминирующим положением.
Это делается для того, чтобы переход был максимально безболезненным, чтобы успела сформироваться необходимая нормативно-правовая база. Причем вновь созданный Департамент по конкуренции ТС заберет часть полномочий национальных антимонопольных органов - ФАС России, Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции и подразделения, отвечающего за конкурентную политику в Белоруссии.
Сейчас мы совместно с ФАС России проводим активную работу по разработке основных положений для антимонопольного органа: как будут рассматриваться дела, в каком порядке они будут обжаловаться и т.д.
Еще очень важное условие для функционирования нового наднационального органа - появление коллегии суда ЕврАзЭС, в компетенцию которой будет входить рассмотрение антимонопольных дел. По крайней мере, для нас это новация. Аналога такой коллегии суда со специализации судей на антимонопольных делах в России нет.
- Какими конкретно полномочиями будет наделен Департамент по конкуренции ТС?
- Это надзорный орган. Прежде всего он будет осуществлять контроль за нарушениями антимонопольного законодательства. Очевидно, что им должны рассматриваться дела о трансграничных нарушениях, затрагивающих территории хотя бы двух государств.
В настоящее время разрабатываются критерии тех дел, которыми будет заниматься департамент и которые должны быть утверждены Межгоссоветом ЕврАзЭс. Будет определен круг полномочий нового антимонопольного органа. Одно из предложений Минэкономразвития России, которое сейчас обсуждается, заключается в том, что необходимо исходить из объема товарообмена между странами. Таким образом, будут существовать категории дел, которые автоматически попадут в пределы компетенции новой структуры. И те субъекты, которые будут считать, что их права ущемлены, должны сразу обращаться с заявлением не в национальный антимонопольный орган, а в Департамент по конкуренции.
- Сейчас в странах Таможенного союза пока разные позиции по общему рынку товаров, услуг и по ценовому пространству. Так, белорусская сторона уже который год настаивает на том, что равноправной конкуренции на общем рынке ТС быть не может. Минск против унификации ценовой политики внутри ТС. Опасения связаны с тем, что придется "подтягиваться" белорусским (и казахстанским) оптовым и розничным ценам на один уровень с российскими. Белорусы полагают, что сначала необходимо если не обязать, то, по крайней мере, стимулировать производителей во всех странах ТС снижать себестоимость производства. Как вы считаете, на каких принципах возможно формирование общего ценового пространства РФ, Беларуси и Казахстана?
- Нужно понимать, в настоящий момент идут только переговорные процессы, что будет в окончательном варианте - время покажет. Сейчас стороны стремятся договориться о взаимных уступках. В Соглашении о единых принципах и правилах конкуренции есть специальный раздел, где говорится, что в случае введения ценового регулирования на территории какой-либо из стран ЕЭП остальные участники Соглашения вправе обжаловать это решение, если оно ограничивает конкуренцию. К примеру, если искусственно, мерами государственного регулирования снижаются цены, то автоматически рынок становится непривлекательным для новых участников.
В Соглашении заложена и определенная процедура, подразумевающая, что представители любой из стран-участниц, наблюдая нарушения в вопросе регулирования конкуренции, могут напрямую обратиться в Евразийскую экономическую комиссию, и она сможет отменить это регулирование.
Нужно понимать, что государственное регулирование цен вводится в крайних случаях. К примеру, в целях защиты здоровья и безопасности людей. Либо регулирование может вводиться на социально значимые товары, но тогда это делается на фиксированном рынке на небольшой период времени. В остальных случаях мы заранее подразумеваем, что госрегулирование - это риски для конкуренции.
- Предписания, которые будет выносить новый Департамент по конкуренции в странах ТС, не будут просто рекомендательными?
- Все предписания будут обязательными к исполнению. Вплоть до того, что решения, вынесенные этим органом, будут автоматически получать статус исполнительного листа во всех трех странах. Лицо, интересы которого ущемлены, имея на руках решение Департамента по конкуренции ТС, сможет сразу отправляться к судебным приставам. Никакого дополнительного подтверждения не потребуется, решение нового органа будет иметь прямую силу.
Размер штрафов предполагается таким же, как и в России - примерно 2% с оборота. Ожидается, что штрафные санкции будут достаточно ощутимы для компаний, ведь предметом рассмотрения будут достаточно крупные нарушения.
- По каким вопросам сложнее всего договориться трем странам-участникам? По поводу чего больше всего возникает споров?
- К примеру, у наших стран разные критерии доминирования, определяющие, какую долю рынка должна занимать компания, чтобы автоматически признаваться доминирующей. В Казахстане это 35%. В нашей стране критерий выше - 50%. Очевидно, что при создании нормы международного права нам будет необходимо договориться о единых подходах в этом вопросе.
Разные подходы есть и по другим вопросам, но мы уверены, что сможем договориться - иных вариантов нет.
Справка "РБГ"
Горохова Марина Павловна родилась 24.09.1982 г. в Потсдаме, ГДР. В 2004 г. окончила Ульяновский госуниверситет по специальности "Юриспруденция". С 2003 по 2006 гг. работала на различных должностях УФАС по Ульяновской обл. С 2006 по 2008 гг. - в Управлении контроля ТЭК ФАС России; в 2008-2011 гг. - начальник отдела развития конкуренции Департамента развития конкуренции и анализа конъюнктуры рынков минэкономразвития. В августе 2011 г. назначена заместителем директора Департамента развития конкуренции Минэкономразвития России. В октябре 2011 г. возглавила этот департамент.