15.11.2011 00:40
Экономика

Высший арбитражный суд разъяснит применение Налогового кодекса

ВАС разъяснит применение Налогового кодекса
Текст:  Дмитрий Водчиц (ведущий юрисконсульт департамента международных проектов и налоговой практики "КСК Групп")
Российская Бизнес-газета - Налоговое обозрение: №41 (823)
Читать на сайте RG.RU

На сайте ВАС РФ размещен Проект постановления Пленума о применении первой части НК РФ. Этот документ в случае его принятия будет обязателен для всех арбитражных судов. Налоговые органы также будут обязаны им руководствоваться. Что важного предлагает нам ВАС РФ?

1. Налогоплательщики смогут влиять на исключение сумм, безнадежных к взысканию, из своих лицевых счетов. ВАС РФ в п. 9 Проекта постановления разъясняет, что утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы налогов, пеней и штрафов не является основанием для прекращения обязанности по их уплате. Обязанность по уплате в данном случае прекращается на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки в связи с истечением срока. При этом иск в суд может подать налогоплательщик (иск о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанность по их уплате прекращенной). В этом случае налоговый орган обязан исключить соответствующую запись о суммах налогов, пеней и штрафов из лицевого счета налогоплательщика. При этом налоговый орган не вправе в счет погашения задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена, проводить зачет излишне уплаченного (взысканного) налога, пеней и штрафа (п. 34 Проекта постановления). На данный момент, если за организацией числится задолженность в лицевом счете, то налоговый орган исключит эту задолженность только при оплате или зачете. Если предложения ВАС РФ будут приняты, то налогоплательщики смогут путем подачи судебных исков исключить из лицевых счетов суммы, безнадежные к взысканию.

2. Осмотр только в рамках выездной проверки.

ВАС РФ разъясняет, что осмотр может проводиться только в рамках выездной налоговой проверки и не может рассматриваться в качестве самостоятельной формы налогового контроля (п. 23 Проекта постановления). Это важное разъяснение, так как сейчас идет активная дискуссия о праве налоговых органов проводить осмотры в рамках камеральных проверок.

3. Документы, запрошенные за рамками проверки, не признаются доказательствами. Важными являются и разъяснения ВАС РФ о том, что по смыслу п. 9 ст. 89 НК РФ в период приостановления проведения выездной налоговой проверки допускается совершение налоговым органом действий, которые осуществляются вне территории налогоплательщика и не связаны с истребованием у него документов, однако доказательства, истребованные налоговым органом после истечения сроков налоговой проверки, не могут быть учтены при рассмотрении материалов налоговой проверки и в суде (п. 25 и 26 Проекта постановления). Это разъяснение дано в целях исключения возможности налоговых органов искусственно продлевать сроки проверок, направляя требования уже за их рамки.

4. Информация - не документы. Важные разъяснения готовятся в отношении п. 2 ст. 93.1 НК РФ (истребование информации вне рамок налоговой проверки в отношении конкретной сделки). ВАС РФ разъяснил, что налоговые органы в рамках п. 2 ст. 93.1 НК РФ вправе истребовать лишь информацию, а не первичные документы (п. 27 Проекта постановления). Остается неясным объем информации, которую налоговые органы вправе истребовать. В свете принятия изменений в НК РФ о трансфертном ценообразовании необходимо закрепить объем информации о конкретной сделке, которую налоговый орган вправе истребовать. Дело в том, что информация по конкретной сделке может представлять большой коммерческий интерес для компании и в случае получения к ней доступа конкурентов повлечет серьезные убытки для организации.

5. Налоговый орган обязан обосновать невозможность вручения акта и решения. В части порядка вручения акта и решения по итогам проверки ВАС РФ считает, что акт и решение должны направляться заказным письмом только при невозможности их вручения. При этом факт невозможности вручения и обусловившие его обстоятельства (свидетельствующие об уклонении) должны быть зафиксированы в акте или решении. Направление акта в отсутствии зафиксированного факта и обстоятельств невозможности вручения (уклонения от получения) является основанием для отмены решения, если только налоговым органом не будет доказано, что срок для направления возражений фактически был предоставлен или на момент вынесения решения налоговый орган располагал такими возражениями.

Направление решения в отсутствие зафиксированного факта и обстоятельств невозможности вручения (уклонения от получения) в отсутствие подтверждения получения решения налогоплательщиком препятствует вступлению решения в силу и влечет недействительность всех актов, принятых на основании такого решения. Если же обстоятельства невозможности вручения не связаны с уклонением налогоплательщика от получения решения, то решение считается полученным на шестой день с момента отправки почтой (п. 30 Проекта постановления).

6. При рассмотрении вопроса о возмещении НДС участие налогоплательщика обязательно. Важный вывод ВАС РФ делает в п. 42 Проекта постановления в отношении решения налоговыми органами вопроса возмещения НДС по итогам камеральных проверок. В этом случае, по мнению ВАС РФ, налоговый орган обязан обеспечить возможность участия налогоплательщика в рассмотрении материалов налоговой проверки.

Налоги Верховный суд