В четверг, 17 ноября, вступают в силу поправки к Федеральным правилам использования воздушного пространства (ФП ИВП). Это событие поистине революционное для российской гражданской авиации. Это значительный шаг в направлении гармонизации нашей ГА с мировой системой и устранении барьеров для развития отечественной отрасли.
Согласно новым правилам российскому самолету достаточно будет подать флайт-план, чтобы полететь за рубеж. Чтобы прилететь в Россию иностранным (некоммерческим) самолетам, также необходимо подать флайт-план. Если на поданный флайт-план не пришел отказ в течение двух часов, то можно считать, что разрешение получено. Для нашей авиации это ощутимое облегчение, устранение набивших оскомину бюрократических преград ровно так же, как и для иностранцев, для которых нервная обстановка и непредсказуемость вокруг российского разрешения превратились в привычную норму. Хочу обратить внимание, что поправки к правилам подразумевают, что на полеты иностранных коммерческих ВС нужно будет получать "коммерческие права", как это предусматривается двусторонними соглашениями РФ о воздушном сообщении. То есть, например, SAS дадут право перевозить пассажиров или грузы внутри страны, только если на эту работу не найдется российского перевозчика. Ведь точно так же нашим авиакомпаниям не дадут выполнять работу внутри других стран в ущерб местным компаниям.
Еще одним существенным пунктом вступающих в силу изменений является введение у нас в воздушном пространстве RVSM - уменьшенного минимума вертикального эшелонирования, который действует на больших особенно интенсивно используемых большой авиацией высотах.
В принципе такая более "плотная" разводка самолетов по высоте служит для увеличения пропускной способности воздушного пространства, в чем мы пока объективно не нуждаемся. По сути, для нас это просто мера гармонизации нашего воздушного пространства с европейским.