15.11.2011 00:40
Экономика

Минфин предлагает снизить возможность привлечения наемного труда

Бизнес замер в ожидании решения самых острых налоговых вопросов
Текст:  Ольга Заславская
Российская Бизнес-газета - Налоговое обозрение: №41 (823)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня малый бизнес застыл на месте. Все большее число налогоплательщиков сдают нулевую отчетность. Это значит, что они законсервировали свой бизнес, ждут новых времен, нового развития ситуации. И в первую очередь ждут разрешения наиболее острых для себя вопросов: что будет с единым налогом на вмененный доход (ЕНВД) и единым социальным налогом (ЕСН). Что предстоит и к чему бизнесу надо быть готовым, обсуждалось в ходе налоговой сессии делового форума "Развитие малого и среднего бизнеса: директивы правительства и реальная практика".

Одним из главных на повестке дня стал вопрос об отмене ЕНВД. По словам вице-президента "ОПОРЫ России" Владислава Корочкина, сейчас его используют около половины малых предприятий и почти весь бизнес в сфере торговли и услуг. После отмены ЕНВД предприниматели смогут перейти на патентную систему, но только те, у кого работает не более пяти сотрудников. "Отмена ЕНВД предполагается с 2014 года. Законопроект минфина предполагает отказ от этого налога поэтапно с постепенным сокращением видов деятельности и ограничением числа работающих до 15 человек уже со следующего года, - сообщил Владислав Корочкин. - При этом минфин предполагает выделение патентов для индивидуальных предпринимателей (ИП) с числом работающих до 5 человек из упрощенной системы налогообложения в отдельный специальный налоговый режим с привязкой стоимости патента к такой категории, как потенциально возможный к получению доход".

По мнению Владислава Корочкина, на самом деле отказа от ЕНВД не планируется, поскольку патент является базовым простейшим вариантом ЕНВД. "Таким образом, речь идет не столько об упразднении ЕНВД, сколько о его существенном реформировании", - считает он.

Специальный налоговый режим на основе патента предполагает ввести следующие основные изменения. Сделать его, наконец, полностью добровольным. Ограничить сферы его применения только ИП и исключить юрлиц. Резко со ста до пяти человек снизить возможность привлечения наемного труда. Столь же резко изменить перечень видов деятельности, подпадающих под патент. Предоставить предпринимателям право не применять контрольно-кассовые машины при условии выдачи чека по требованию контрагента. Снять с предпринимателя обязанность по предоставлению налоговой декларации. Но фактически сохранить обязанность фиксации своего дохода, поскольку превышение планки 60 млн влечет утрату права на применение патента. Следующий пункт - устанавливать показатели потенциальной доходности, единые для всей страны, непосредственно Налоговым кодексом, предоставить право муниципальным органам увеличивать или уменьшать ее на своей территории неопределенное количество раз. И зачислять патентный налог в муниципальные бюджеты.

Значительная часть этих положений активно лоббировалась "ОПОРОЙ России". В первую очередь добровольность, освобождение от предоставления налоговой декларации, обязанность закупать, обслуживать и ремонтировать дорогостоящую контрольно-кассовую технику, а также зачисление патентного налога полностью в муниципальные бюджеты. Особенно последнее, поскольку правильное применение этого права способно изменить отношение власти на местах к развитию малого бизнеса. С этими изменениями предприниматели полностью согласны. Но категорически против резкого сокращения возможности наемного труда для работающих на патенте. "Возможно, имело бы смысл для использования приемлемого числа работающих установить некий повышающий коэффициент (причем не линейный), чтобы предприниматель, занявший в производстве 100 работников, тоже платил за патент, но не в 100 раз больше, а, скажем, в 4-5 раз, - предлагает Владислав Корочкин. - Мы также не можем поддержать резкое сокращение видов деятельности, подпадающих под патент. Предполагается, что выпадут такие важнейшие сферы, как розничная торговля и общественное питание - сегодня это самые распространенные области активности малого бизнеса".

По словам начальника контрольного управления ФНС Любови Аршинцевой, предполагается разрешить применение патента розничной торговле с числом работающих до 10 чел. и площадью до 10 кв. м. "Минфин не имеет принципиальных возражений против увеличения планки по занятым до 10 чел., этот вопрос прорабатывается ведомствами", - заявила она. Предприниматели привели в ответ пример сельского магазина, где работает 27 человек и площадь явно не 10 метров, поэтому эта поправка положение никак не спасет.

И вообще предприниматели называют замену ЕНВД патентом неравноценной, считая, что при нынешнем варианте законопроекта вне специальных налоговых режимов окажутся многие малые предприятия, и выживут ли они в этом случае - большой вопрос.

Второй острой темой для бизнеса является проблема налогообложения фонда оплаты труда. "Надо признать, что эту схватку мы реально проиграли. То, на что мы положили много лет жизни, а именно на вывод предпринимателей из тени, одним росчерком пера было перечеркнуто. Бизнес опять пошел в тень, - говорит член президиума "ОПОРЫ России" Александр Паперно. - Количество налогов, на которое рассчитывали, вряд ли будет собрано, потому что люди закрывают и перерегистрируют компании, уменьшают зарплаты, и эта история идет по стране валом. Мы пытаемся объяснить, что реформа неудачная. Меня пугает, что эта проблема решается с появлением дополнительных категорий льготников. Уже сегодня 11 категорий плательщиков будут платить сниженную ставку налога, и это еще не предел. Количество исключений из общего правила, по-видимому, должно свидетельствовать о том, что правило было изначально порочным".

Налоги Малый бизнес Минфин