15.11.2011 00:47
Экономика

Рынок российских автонавигаторов вырос на 30 процентов

Текст:  Екатерина Калышева
Российская Бизнес-газета - : №41 (823)
Читать на сайте RG.RU

Российский рынок персональных навигационных аппаратов активно развивался в 2010 году и продолжает демонстрировать положительные результаты в соответствии с мировыми тенденциями. Так, согласно данным аналитической группы SmartMarketing, за первое полугодие 2011 года объем российского рынка автонавигаторов составил приблизительно 600 тысяч штук. Год назад за тот же период (первое полугодие 2010 г.) в России было продано около 470 млн навигаторов. Таким образом, рост рынка в годовом исчислении составил почти 30%.

Общий тренд российского рынка навигаторов в первой половине 2011 г., по мнению SmartMarketing, - окончательное вытеснение зарубежных брендов отечественными компаниями.

В частности, ощутимо снизилась доля Garmin, хотя еще 1,5 года назад эта компания была среди безусловных лидеров рынка. Причины изменения ситуации, считают эксперты, вполне прозаичны: зарубежные навигаторы начали ощутимо отставать от устройств российских брендов по характеристикам и качеству картографии; кроме того, свою роль сыграли не вполне адекватная посткризисным реалиям ценовая политика и слабый бренд-маркетинг.

В 2010 г. неудачи также преследовали такие международные бренды, как Mio и Navigon. Первый бренд еще в 2009 году имел 8,3% российского рынка и третье место, а сегодня не входит даже в десятку лидеров. Navigon попытался выйти на российский рынок в 2010 г., однако заметных успехов не добился (при этом в Европе этот бренд является одним из сильнейших). В то же время российская компания Lexand, по итогам 2010 г. занимавшая на данном рынке пятую позицию, по итогам первого полугодия 2011-го передвинулась на третье место.

Чем же "берут" отечественные компании? Как считает Светлана Завьялова, менеджер по маркетингу группы SmartMarketing, прежде всего - широкими продуктовыми портфолио, агрессивной ценовой политикой, грамотной работой с каналами продаж и, конечно же, максимальным учетом особенностей российского рынка и ментальности российского потребителя. По прогнозам компании, доля российских брендов будет расти и дальше, при этом рынок будет все более концентрироваться вокруг лидеров. Как видно из предварительного анализа SmartMarketing, по итогам 2010 г. топ-десять компаний контролировали 70,5% общего объема рынка, а в первом полугодии 2011 г. - уже 88%.

По данным исследования компании IE Market Research Corporation (IEMR), в обозримом будущем продажи GPS-навигаторов возрастут с 600 тысяч штук в 2011-м до 946,7 тысяч штук в 2015-м со среднегодовым темпом роста в 15,8%.

"Основным благоприятным фактором для роста оборотов стал не столько общий уровень понижения розничных цен на персональные автомобильные навигаторы, а технологический прогресс, позволивший создавать компактные и недорогие аппараты, - считает аналитик CrossMedia Павел Голачев. - Это существенно расширило возможности GPS-помощников, частично придавая им функции мультимедийных аудиовидео плееров. Также за прошедший год значительно увеличился сегмент моделей с Bluetooth- и GPRS-модулями". Это подтверждается и исследованиями компании ABI Research, которая прогнозирует, что к 2013 году 34% всех поставляемых навигационных изделий для автомашин будет оборудовано Wi-Fi, RDS-TMC, Bluetooth и другими модулями. Возможность отслеживать заторы на магистралях и использовать сервис "пробки" прибавила популярности автомобильным "проводникам" в качестве основного "гида" по улицам города. По данным исследования компании NAVTEQ, проведенного в 2010 году в 11 странах, в России доля использующих PND на регулярной основе выше, чем прибегающих к помощи мобильных телефонов в качестве "путеводителей" (65% и 54% соответственно). Востребованность именно таких автомобильных девайсов будет увеличиваться в 2011-м и последующих годах.

"Еще одним трендом прошедшего года стало появление плеяды аппаратов с 6- и 7-дюймовыми дисплеями, но завоевать популярность на рынке у потребителей таким моделям не удалось, - считает эксперт аналитической компании "АвтоМир" Владислав Гречко. - Интеграция различных функций, безусловно, приведет к увеличению размера дисплеев, но в 2011 году подобные экземпляры будут еще оставаться узкоспециализированными. Если сравнивать первое и второе полугодие 2010 года, то статистика демонстрирует спад интереса к PND с диагональю 3,5 и 4,3 дюйма, тогда как 5-дюймовые представители пользуются все большей популярностью. При этом разрешение экранов будет улучшаться и достигнет стандарта 800x480 пикселей. И, конечно, основным событием 2011 года будет выход автомобильных "штурманов" с поддержкой ГЛОНАСС и GPS от ведущих игроков рынка".

Бизнес